• 1 апреля вступает в силу летнее расписание авиакомпаний, которое будет действовать до конца октября.
  • Из чего складывается цена билета на самолет —  закрытая информация.

Кризис летних рейсов

В прошлом году на амурский рынок авиауслуг пришла крупнейшая компания «Аэрофлот». Казалось бы, такие перемены только к лучшему для Приамурья. Но на деле ситуация сложилась иначе.

— До прихода «Аэрофлота» в Москву летали три авиакомпании — «Трансаэро», «Якутия» и «Владивосток Авиа», — рассказал в интервью АП заместитель председателя правительства области, министр по строительству космодрома Восточный Константин Чмаров. — После поглощения последней компании перевозки начал осуществлять «Аэрофлот». Эти перемены оказались не к лучшему. Осенью «Аэрофлот» объявил о распродаже билетов на зимние рейсы — по 5—6 тысяч рублей. Вслед за ними акцию поддержала компания «Трансаэро». Рынок авиации очень жесткий, не выдержав конкуренции, нас покинули «Якутия» и «ЮТэйр» — эта компания «раскачала» маршрут Благовещенск — Новосибирск. А ведь были очень хорошие перспективы — через Новосибирск можно было гораздо дешевле летать на Москву. Нам удалось убедить компанию «Ангара» осуществлять перелеты до Новосибирска, с 1 апреля они увеличивают частоту до двух рейсов в неделю. На эту компанию много планов, но мы все время в напряжении — останутся ли?

После того как «Якутия» сложила крылья на направлении Благовещенск — Москва, цены поползли вверх, говорят в областном правительстве. Особенно у «Аэрофлота». Например, в феврале женщине, которая собиралась лететь в столицу на похороны, предложили билет за 58 тысяч рублей. Особое возмущение вызвал случай, когда компания отказалась продать билет по льготному тарифу мальчику-инвалиду.

На этом неприятные сюрпризы для амурчан не закончились. С 1 апреля компания «Аэрофлот» планировала ежедневно доставлять пассажиров из Благовещенска в Москву на «Боингах 767». Продажа билетов началась, однако буквально месяц назад стало известно о том, что количество летних рейсов сокращается до четырех в неделю, а осуществлять их будут на самолетах Ту-204. Когда купивших билеты загодя «перетасовали», выяснилось, что самолеты заполнены практически полностью. Именно этим объясняют высокие цены в местном представительстве компании.

— Люди за 3—4 месяца раскупили дешевые билеты на лето: по 6—10 тысяч рублей, продано заранее было по 50—60 мест на рейс, — поясняет и. о. начальника представительства «Аэрофлота» в Благовещенске Алексей Атландеров. — Когда стало известно, что рейсов будет четыре, а не семь, и на самолетах меньшей вместимости — 150 мест вместо предполагаемых 250, оказалось, что рейсы заполнены, и в самолетах остались самые дорогие места — по 40 тысяч рублей. На самом деле цены не повышались, просто сложилась вот такая ситуация.

Как поясняют в представительстве авиакомпании, заранее о грядущих сокращениях рейсов узнать невозможно — такие вопросы решаются в Москве и на места доводятся так же, как и обычным пассажирам — день в день. Однако если летние рейсы полностью загружены, встает вопрос: как «Аэрофлот» будет обслуживать льготников и других желающих слетать в столицу? Продажа по субсидированным авиаперевозкам, которые осуществляются с 1 апреля по 31 октября, уже открыта.

— Мы ждем решения из Москвы по этому вопросу, о сложившейся ситуации известно, поэтому, возможно, что-то изменится в ближайшее время, — комментирует Алексей Атландеров.

«Якутия» возвращается

После месяца переговоров в Приамурье все-таки вернулась авиакомпания «Якутия». Первый рейс на Москву запланирован 26 мая. Продажа билетов уже идет, и, судя по информации агентств, именно эта авиакомпания пока предлагает самые низкие цены на летние рейсы.

— Минимальная цена на лето — 12—14 тысяч рублей, но только на определенные даты. Максимальный ценник у «Аэрофлота» — 68 000 рублей, — рассказали в авиационно-туристическом агентстве «Моисей». — Вообще у каждой авиакомпании есть минимум, с которого начинаются продажи: 9—10 тысяч рублей. На этот тариф есть определенная квота мест, их количество — закрытая информация. После того как эта квота выбирается, вступает в силу следующий тариф, и так далее — до максимального. Конечно, цены менялись в этом году, однако мы не ведем статистику — как изменились, у кого и когда. Можно сказать, что еще в январе купить билет на летние авиарейсы можно было за 12 000 рублей, сейчас их цена — 24—27 тысяч.

В «Дальневосточном Фениксе» есть билеты на июнь по минимальной на сегодня цене — 17 600 рублей у «Трансаэро» и 15 200 — «Якутии». В агентстве порекомендовали покупать билет уже сейчас — мест по такой стоимости остается всего несколько штук. А вот билет на «тушки» «Аэрофлота» даже не предложили — стоимость имеющихся в наличии летних мест доходит у этой компании до 70—80 тысяч рублей.

«Аэрофлот» сказал нет

Резким изменением цен на самолет озаботились областные власти. Кстати, у правительства Приамурья уже был опыт такой работы — в 2011 году чиновники пытались выяснить, почему резко подорожали летние билеты у «Трансаэро». Разбирательства с участием антимонопольной службы нарушений в работе компании не выявили.

Накануне сенатор Амурской области Николай Савельев обратился с наболевшим вопросом к главе Счетной палаты Сергею Степашину. Степашин предложил создать специальную комиссию, куда пригласил всех сенаторов, у которых есть вопросы к «Аэрофлоту». Письмо министру транспорта РФ с просьбой разобраться в ценовой политике авиакомпаний направил и губернатор области Олег Кожемяко. Зампред правительства Константин Чмаров лично вел переговоры с руководством компании «Аэрофлот».

— Они твердо стоят на своей позиции — извлечения прибыли, — поделился Константин Васильевич. — Высказываются так: мы выполняем социальные программы по постановлению Правительства РФ, проводим акции, а остальное — наше дело. Нужно понимать, что региональные власти не могут напрямую вмешиваться в тарифную политику компании. Однако в совет директоров «Аэрофлота» входят представители Правительства РФ. Поэтому мы стараемся максимально довести информацию до министра транспорта, руководителя Росавиации. 21 марта губернатор планирует поднять вопрос о ценах на самолет для амурчан на заседании Правительства РФ.

Цена билета — секрет фирмы 

Из чего складывается цена билета на самолет, выяснить не удалось. Это закрытая информация. «Билет такой же товар, как и тот, что продается в магазине», — именно так мне ответили в головном офисе одной из авиакомпаний. Каждая компания сама определяет составляющие тарифа, в него могут закладываться самые разные критерии — вплоть до кредитных обязательств на закупку техники. На прямой линии с читателями одной из центральных газет в 2010 году руководитель компании «Аэрофлот» Виталий Савельев рассказал: «29—30 процентов в цене билета — содержание воздушного парка, страхование, пошлины и т. д. Горюче-заправочные смеси, керосин в цене билета — 24 процента. 22 % — это аэропортовые сборы, навигационное обслуживание. Организация продаж, промоушн, сервис, услуги — 9 %. 9 % — содержание и обучение летного состава. И всего 5—6 % — административные расходы, производственная деятельность, расходы, связанные с заработной платой».

В переговорах с властями Приамурья «Аэрофлот» ссылается на высокую стоимость топлива и аэропортовые сборы. Как признаются в правительстве области, сборы в нашем аэропорту несколько выше, чем в Москве, Хабаровске и Владивостоке, но ниже, чем на Сахалине и Магадане. Это объясняется интенсивностью полетов: чем больше рейсов принимает и отправляет аэропорт, тем меньше сборы.

— Мы не меняли размер аэропортовых сборов с июля 2009 года, — прокомментировал АП ситуацию директор ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» Валерий Шлегель, — такое решение принято, чтобы привлечь к нам авиакомпании. Что касается цен на топливо, ситуация отличается от той, что была 3—4 года назад. Сейчас авиакомпании заключают прямые договоры с нефтяными компаниями, и они поставляют топливо в Благовещенск. Кроме того, не было и серьезного подорожания цен — по сравнению с прошлым годом стоимость выросла всего на 6%. Что касается заправки, то сейчас эту функцию выполняет аэропорт. Я считаю, что при наших объемах перевозок — в прошлом году мы перевезли около 250 тысяч пассажиров — альтернативный топливно-заправочный комплекс не нужен. Авиакомпании вольны сами устанавливать цены на билеты, и чем они руководствуются — трудно предположить.

Еще одна возможная причина подорожания — ориентация авиакомпаний на железнодорожные тарифы. Так, на начало мая билет из Благовещенска до Москвы в плацкарте стоит 6 609 рублей, а в купе — 13 270. По словам представителя одной из авиакомпаний, расходы авиаперевозчиков несоизмеримо выше, чем у РЖД.

С возвращением на рынок «Якутии» некоторые специалисты прогнозируют положительные изменения в ценах. Чем выше конкуренция, тем выгодней это пассажиру. С другой стороны, возможно, что низкие цены, наоборот, будут подтягиваться за более высокими. По словам Константина Чмарова, за время его работы компании не раз жаловались, что возить пассажиров по направлению Благовещенск — Москва невыгодно из-за плохой наполняемости, и приводили в пример свои немалые убытки. Однако спрос на летние рейсы в благовещенских агентствах заставляет сомневаться в достоверности такой информации.

Константин Чмаров, зампред правительства области:

— В этом году стоит задача не уменьшить чартерную программу, которая сейчас очень популярна. Предварительно есть предложения по увеличению международных рейсов. В планах перевозки в Петропавловск-Камчатский и Владивосток. В перспективе восстановление самого длинного маршрута, который свяжет Санкт-Петербург, Новосибирск, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский. 

1 апреля вступает в силу летнее расписание авиакомпаний, которое будет действовать до конца октября. Не исключено, что в нем появятся новшества для амурчан – пока перевозчики не раскрывают свои планы.

25 процентов пассажиров на каждый рейс до Москвы приобретают билеты по программе субсидированных перевозок.

250 миллионов рублей из областного бюджета в 2012 году пошли на развитие авиации.

50 авиакомпаний осуществляют чартерные и транзитные перевозки через аэропорт Благовещенска.