Быть может, нам все-таки стоит больше доверять овощам и фруктам китайского производства — так это или нет, выяснил корреспондент АП.
Путь картошки неизвестен
В последние месяцы торговые сети Благовещенска балуют потребителя картофелем из Египта и Пакистана, причем зачастую он стоит дешевле, чем «родной» китайский. А пару лет назад на прилавках амурских магазинов можно было встретить даже картофель из Саудовской Аравии. Где на самом деле был рожден корнеплод с экзотической пропиской, не могут с точностью сказать ни специалисты Россельхознадзора, ни представители торговых сетей.
— Путь такой картошки, к сожалению, проследить невозможно. Но мы имеем документы на нее как на египетскую — есть сертификат, все как положено, Россельхознадзором проверено, — рассказывает коммерческий директор сети супермаркетов «Кэш энд Кэрри» Евгения Удод.
В свою очередь специалисты Россельхознадзора сомневаются в «экзотическом» происхождении картофеля.
— Вполне возможно, что эти страны закупают картофель в том же Китае, так он и попадает в Египет или Пакистан. А уже оттуда его везут обратно в Россию, в тот же Санкт-Петербург морским путем, откуда он расходится по регионам. Вероятно, выгоднее завезти картофель, например, в Египет, а потом оттуда привезти в Россию из-за особенностей таможенного режима, — предполагает, но ничего не утверждает старший госинспектор управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области Павел Жирнов.
Кстати, порой могут лукавить и в магазинах. Иногда на тех же китайских апельсинах или других фруктах появляются этикетки, убеждающие в испанском происхождении продукции. А если вдруг нагрянет проверка и обнаружится, что по документам товар на самом деле прибыл из КНР, все списывается на ошибку продавца.
Двойной контроль
Между тем страна, из которой приехал фрукт или овощ, не столь важна. Главное для специалистов, чтобы продукция прошла должный контроль и не была опасной.
— Если к нам в Амурскую область приходит картофель, овощи или фрукты, завезенные из других стран или российских регионов, они должны представляться к контролю в управление Россельхознадзора, — отмечает Павел Жирнов. — Организация или предприниматель пишут извещение о прибытии, мы досматриваем продукцию и выдаем разрешительный документ на право ее реализации. Это так называемая «карантинка» — акт государственного карантинного фитосанитарного контроля. Если этого документа нет, значит, продукция реализуется незаконно. Если продукция местная, произведена на территории области, карантинный документ на нее не требуется.
Что интересно, многие уверены: раз овощи и фрукты при ввозе в Россию уже прошли контроль на границе, повторная проверка в регионе уже не играет большой роли. Но именно такой подход и приводит к попаданию в область опасных вредителей и сорняков.
— У многих болезней существует инкубационный период. В случае с растениями он может длиться месяц. При пересечении границы ничего не выявляется, а в дороге могут вылупиться личинки карантинных насекомых, — объясняет старший госинспектор.
Китайское надежнее
По статистике, только три четверти торговцев извещают Россельхознадзор о ввозе в Приамурье плодоовощной продукции. Она попадает в область разными путями: и фурами, и поездами, и самолетами. Но проверки автомобильного транспорта проходят эпизодически и выборочно — раз-два в неделю. С железнодорожным транспортом другая загвоздка: информация о привезенных грузах приходит в Россельхознадзор лишь спустя месяц. За это время продукцию успевают распродать. Поэтому, если торговец не представил ее вовремя на контроль, максимум, что ему грозит — это штраф.
— Фактически мы контролируем то, что ввозится через границу с Китаем и Благовещенский аэропорт. Все, что прилетает, точно проверяется. Это и клубника, и черешня, и другие особо дорогие фрукты вроде лайма. Из Китая продукция также завозится законно: на предмет карантинных вредителей и сорняков мы ее обязательно смотрим. Поэтому, если вы покупаете китайскую продукцию, знайте — она с большой вероятностью прошла контроль, — утверждает Павел Жирнов. — А если завезена, например, из Узбекистана или европейских стран, вероятность, что ее проверили при ввозе в Амурскую область, небольшая.
Опасный эксперимент
Эксперимент с посадкой на своем огороде картофеля из Египта или Пакистана может закончиться плохо. Гарантий, что в заморских корнеплодах не затаился опасный вредитель — золотистая картофельная нематода, нет. Причем опасность для будущего урожая представляют даже картофельные очистки, попавшие на землю.
В регион нематода может также въезжать с морковью или свеклой. В Приамурье уже существуют ее очаги. Дабы не попасть впросак, потребителю стоит быть настороже.
— Если покупатель хочет, чтобы ему продали качественную продукцию, он должен попросить показать ему карантинный документ на нее. Любой потребитель имеет на это право. Если у продавца разрешительного документа нет, продукция реализуется незаконно. В этом случае можно написать жалобу в Россельхознадзор, — обращает внимание Павел Жирнов.
Откуда в Приамурье везут фрукты и овощи |
|
Клубника |
Турция, КНР |
Апельсины |
Марокко, КНР, США |
Яблоки |
Новая Зеландия, КНР, США, Молдова |
Груши |
Новая Зеландия, США, КНР |
Ананас, папайя, манго |
Таиланд |
Виноград |
КНР, Узбекистан, Таджикистан |
Бананы |
КНР, Филиппины, Аргентина, Вьетнам |
Персики |
КНР, Узбекистан |
Абрикосы |
КНР, Приморский край |
Овощи |
КНР |
В июне этого года в Амурскую область ввезено около 10 тысяч тонн овощей и фруктов из КНР общей стоимостью в пределах пяти миллионов долларов США, сообщает пресс-служба Благовещенской таможни.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии