Институт досудебного урегулирования споров в Налоговом кодексе закреплен с 2006 года, и в случаях несогласия с действиями налоговых органов налогоплательщики могут урегулировать ситуацию до обращения в судебные инстанции и до момента уплаты налогов. Однако в начале июля 2013 года был принят федеральный закон, существенно упрощающий процедуру рассмотрения жалоб на действия налоговых органов. Основные его положения вступят в силу с 3 августа.  

По данным амурского управления ФНС, с начала этого года в ведомстве рассмотрели более 70 жалоб на акты подведомственных налоговых инспекций и действия их должностных лиц. Общая сумма налогов, оспариваемых в Приамурье, составила 590 миллионов рублей. Из общего количества жалоб удовлетворено 24. 

Амурские предприниматели и организации оспорили уплату 70 миллионов рублей. Из них большая часть — 67 миллионов рублей — приходится на юридических лиц. Они подали 38 жалоб, из которых 15 были полностью или частично удовлетворены. Индивидуальные предприниматели подали 24 жалобы и 6 из них оспорили в свою пользу сумму в 2,6 миллиона рублей. Физические лица подали всего 8 жалоб, а оспоренная ими сумма составила 300 тысяч рублей. «Стоит отметить, что некоторые жалобы удовлетворяются не полностью, а частично, — говорит исполняющий обязанности начальника отдела работы с налогоплательщиками УФНС по Амурской области Андрей Гутник. — Грубо говоря, человеку доначислили 10 миллионов рублей, а в ходе урегулирования спорного момента был достигнут консенсус и стороны сошлись на 5 миллионах. Потому что налогоплательщик предоставил документы, подтверждающие его правоту». 

Чаще подают жалобы организации, которым в ходе налоговых проверок были доначислены суммы налогов. Все жалобы на акты налоговых инспекций Приамурья рассматриваются в областном УФНС России, а налогоплательщик вправе их подавать только через налоговый орган, с контрольными мероприятиями которого не согласен, подчеркивают в амурском ведомстве. 

Новым федеральным законом внесены существенные изменения в части порядка досудебного урегулирования налоговых споров. Так, введены требования, предъявляемые к форме и содержанию жалобы. А под актом налогового органа, который может быть обжалован, теперь понимается документ любого наименования и касающийся конкретного налогоплательщика. Также законом увеличен срок подачи жалобы — до одного календарного года, а время рассмотрения отдельных жалоб теперь составляет 15 дней. Для налоговых органов законодатели прописали перечень оснований, при которых жалоба может остаться без рассмотрения. С 10 дней на 1 месяц меняются сроки вступления в силу решений налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.  

Обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц будет введен в России с 2014 года.