«Выход есть — народные дружины, я сам много лет возглавлял одну из них», — рассказал по телефону Геннадий Кузьмич, и корреспонденты «Амурской правды» отправились к нему за бесценным опытом.
Партия приказала
Первые народные дружины по охране общественного порядка появились в Ленинграде во второй половине 50-х годов прошлого века. Они настолько эффективно работали, что в 1959-м занявший кресло генсека ЦК Никита Хрущев принял решение о создании народных дружин на территории всего СССР. Геннадий Кузьмич Комиссаров стоял у истоков их создания в Благовещенске.
— Я работал тогда главным инженером в автобазе совнархоза, к нам пришел инструктор горкома партии, собрал нас, коммунистов, и рассказал о решении ЦК создать добровольные народные дружины, — вспоминает пенсионер. — Естественно, в первую очередь записались коммунисты и комсомольцы — партия приказала. Меня выбрали командиром нашей дружины.
Правила, маршруты патрулирования молодым дружинникам подсказывала сама жизнь, а еще и криминальная обстановка в городе.
— Первое время охраняли порядок в районе спичфабрики, автобусы туда не ходили, а там частные дома, людей вечером — никого, только собаки лаяли, — припомнил первый опыт дружинника Геннадий Кузьмич. — Через какое-то время пришли из горкома: «Как дела?». Ответили, что дежурим — топчем только улицы без толку. Приняли решение организовать штаб дружины на Шевченко (между Зейской и Ленина), чтобы охватить центр города.
На опасном «пятачке»
Центр Благовещенска тогда, как и сегодня, особым спокойствием не отличался. Кинотеатр «Октябрь», гастроном, который работал до 12 часов ночи, напротив ресторан — район тот еще. Беспорядки, драки, пьяные молодые люди — милиции с дебоширами справиться было трудно. Но с приходом молодых людей, которые носили красные повязки с надписью «дружинник», ситуация кардинально поменялась.
— Дежурили, как сейчас помню, 22 января. Полночь, дежурство уже закончено. Вдруг звонок из ресторана — администратор просит о помощи: «Пьяных много в ресторане, они дерутся, посуду бьют». Решили пойти. Первое, что услышали, когда подбежали, — истошный пьяный крик «Дружинники!» На улице все нарушители сразу разбежались, — с улыбкой вспоминает пожилой мужчина.
Несмотря на то что в «дружину» вступали добровольно и деньги за охрану порядка членам организации не платили, самым активным давали только три дня дополнительного отпуска, носить красную повязку на руке и значок считалось делом почетным.
— Дружинников и уважали, и боялись… Пришла к нам как-то бабушка-пенсионерка, сказала, что хочет быть дружинницей. Рассказала, что работает сторожем на предприятии, по вечерам пьющие работяги просто покоя не дают. Сначала вроде посмеялись, но потом выдали ей значок, удостоверение. Так мы после этого горя не знали. Все предприятие от пьянчужек очистила!
Общественные автоинспекторы
Со временем появились свои бригады дружинников и на дорогах города Благовещенска.
— Как-то утром пришел на работу — вызывают в горком партии. Сказали, что есть решение ЦК — коммунистов отправить работать в органы внутренних дел. Отправили меня в ГАИ, в отделение безопасности дорожного движения, — рассказал о новом этапе своей жизни Геннадий Комиссаров. — Этим отделением прокомандовал 11 лет. Создали и свою дружину, чтобы следить за безопасностью на дорогах. У меня было 300 человек активных дружинников — общественных автоинспекторов в Благовещенске.
Новый Указ Президиума Верховного Совета в феврале 1962 года наделил дружинников, общественных автоинспекторов почти милицейской властью. За неповиновение нарушителя-дебошира без суда и следствия отправляли в камеру на 15 суток.
— В то время машин в городе, конечно, меньше было, а вот мотоциклистов хватало. На 220 тысяч жителей в Благовещенске было зарегистрировано больше трех тысяч мотоциклов. Тогда от водителей «железных коней» проблем тоже хватало. Как-то из Белогорья поступил сигнал, что туда повадились ездить мотоциклисты из Благовещенска: пьют, буянят, водку в магазине скупают.
Для работы с «двухколесными» нарушителями у инспекторов была выработана особая стратегия.
— В то время в Благовещенске было очень много училищ, техникумов, институтов, многие ребята занимались мотоспортом. Именно бригада дружинников-мотогонщиков из медицинского института и помогла справиться с проблемой, за месяц в Белогорье идеальный порядок на дорогах навели — всех нарушителей переловили. Жители потом благодарили, осталась недовольной только продавец местного магазина. Женщина жаловалась, что выручка уменьшилась — мотоциклисты покупали по четыре бутылки водки, а теперь даже пива не берут…
Москвичи за опытом ехали
Не боялся ветеран и с властями воевать.
— Заметил, что пограничники приноровились, несмотря на запрет, ездить по набережной Амура. Стал с ними ругаться, мол, мама с ребенком гуляет, вдруг малыш вырвется и бросится под колеса. Я никогда не смог бы гулять по улице, на которой кровь ребенка! Добился у партийных властей, чтобы движение на набережной полностью запретили, даже пограничникам, — рассказал еще об одной победе ветеран.
За год на дорогах Благовещенска в среднем гибло пять человек. И за амурским опытом приезжали даже инспекторы ГАИ из Москвы.
— Были свои хитрости, конечно, поделился некоторыми с москвичами, — не стал скрывать Комиссаров. — У меня было всего восемь инспекторов движения на весь город, так я каждому написал «маршрутку» — на каком перекрестке в какое время нужно дежурить. Чтобы водители-нарушители не привыкали, что милиционер стоит только в одном месте. Так у людей ощущение создавалось, что инспекторы на каждом перекрестке в городе. Предлагал несколько лет разработать такие маршруты для современных экипажей, но прошлое руководство ГИБДД сослалось на отсутствие необходимых приказов, директив. Прав был Ленин, что революцию погубит бюрократия.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии