Сюда, на фестиваль кино и театра «Амурская осень», она прибыла с ответственной миссией в составе киножюри. Прорицательница Елена Яковлева не предсказывает людские судьбы, зато глубоко заглядывает в душу современного отечественного кино. И к мнению этой хрупкой и интеллигентной женщины прислушиваются маститые режиссеры, сценаристы и кинокритики. С народной артисткой России побеседовал корреспондент АП.
Сложный выбор
— Елена Алексеевна, вы сами «Вангелию» смотрите?
— Еще ни одной серии не видела. Вечерами я смотрю конкурсные фильмы, потом мы с коллегами их дружно и долго обсуждаем. На фестивале у меня была очень сложная в эмоциональном плане работа — не играть, а судить фильмы, выбирать лучший. Хотя вначале я думала, что это будет отдых. Ну, посмотрю кино, пожурю кого-нибудь. Оказалось — все так серьезно, в следующий раз не соглашусь. Сложно сделать выбор, но у нас собралась хорошая команда. Интересно слышать мнение людей, которые в тысячу раз больше тебя знают о кино. И приятно, когда они к тебе прислушиваются.
— Вас узнают на улицах Благовещенска?
— Да узнают, и так интересно реагируют. Улыбаются, здороваются, подходят ко мне. И я улыбаюсь. Если людям радостно и если они так дружелюбно встречают, значит, я их не раздражаю.
— Вы не скупитесь на автографы, с удовольствием фотографируетесь с амурчанами, не отказываете в интервью журналистам, даже во время экскурсии на теплоходе шоколадкой всех угощали. А ведь некоторые наши звезды даже на пушечный выстрел к себе не подпускают.
— Не вижу ничего страшного в простом общении с людьми. Ведь мы для них и работаем. Ради народной любви и идем в профессию.
Старость дается избранным
— Вернемся к Ванге. Узнать вас в гриме невозможно. Единственная подсказка — фамилия «Яковлева» в титрах. Не страшно было соглашаться на эту роль?
— Я думала, что вы меня по голосу узнаете, хотя это действительно сложно. Сыграть старуху согласилась из жадности — такой хорошей, актерской. Если бы мне предложили такую роль в 80 лет, то не пришлось бы ничего делать, только играть саму себя и по-старчески кряхтеть. Хотелось попробовать, почувствовать, что ты ничего не видишь, не можешь ходить, сердце потихонечку перестает биться и дыхание становится все сложнее. Представилась великолепная возможность поиграться в этом состоянии. Все эти качества я попробовала держать в кадре. И поняла: старость — это сложная штука, и надо иметь уважение к пожилым и немощным людям. Я прониклась к высказыванию: «Молодость дается всем, а старость — избранным».
— Не приходилось прибегать к экспериментам? При вхождении в образ глаза не завязывали?
— Нет, все шло от души. Если искренне веришь в то, что делаешь, никакие эксперименты не нужны. Хотя я играла с закрытыми глазами, запоминала декорации и знала уже, как надо двигаться в кадре.
— Как художники-гримеры превращали Елену Яковлеву в Вангу?
— К роли готовили пять часов. Грим сложный, маска состоит из отдельных кусочков. Ответственность работы художника-гримера заключалась в том, чтобы все эти пазлы наклеить на мое лицо. Соединить и сделать так, чтобы было удобно играть, чтобы я не держала на себе затвердевшую пластмассовую массу. Маска меня ничуть не сковывала. Я абсолютно спокойно и даже комфортно себя чувствовала. Мое лицо двигалось. Я даже чувствовала, как муха садится на какое-то место. Если что-то отклеивалось, гримеры тут же поправляли.
— Где снимался фильм «Вангелия»?
— Часть фильма — натура, интерьеры — в Болгарии, часть в Белоруссии.
— Как относились к вашей работе болгары? Ведь еще живы люди, которые с Вангой общались, хорошо знали прорицательницу. Это их достояние.
— Болгары были потрясены тем, что русские снимают об этой женщине фильм. Сокрушались, почему они, дураки, не обратили внимания на свою великую землячку. Как говорится, нет пророка в своем отечестве. Видели и меня в образе Ванги. Я жутко боялась их оценки.
— Они признавали в вас Вангелию?
— Те люди, которые при жизни ее видели, прекрасно понимали, что перед ними актриса. Тем более глаза у меня были открыты. Я здоровалась и видела их реакцию. Болгары как-то странно прикладывались к моей руке и говорили: «Баба Ванга». Мне было страшно.
— Если бы Ванга сегодня была жива, вы бы пошли к ней за советом?
— Наверное, побоялась бы. Не всегда приятно узнать, что тебя ждет. Тем более повода нет. Но в трудные периоды своей биографии, возможно, испытала бы судьбу. Последние годы я живу в свое удовольствие. Делаю все, что мне хочется. В меру работаю, в меру отдыхаю. Мне ничего не приходится делать через силу. Наверное, я это заслужила. Так много и так трудно работала. Когда-то же надо начинать наслаждаться жизнью.
Мечтаю сыграть мерзопакость
— Елена Алексеевна, в каких проектах мы вас сможем увидеть в ближайшее время?
— Сейчас я работаю в двух абсолютно нестрашных двухсерийных картинах выходного дня. Не знаю, как они будут называться. Пока рабочее название одной «Вальс-бостон». Фильм не имеет никакого отношения к замечательному певцу Розенбауму и к Петербургу. Это типичная женская история. Во второй картине я также сыграю даму «золотого возраста». Это положительные жизнеутверждающие образы. Впрочем, как и все мои роли, хотя я не пытаюсь что-то специально под себя выбирать.
— А хочется сыграть какую-нибудь мерзопакость?
— Безумно хочу сыграть такой персонаж. Не предлагают. Сейчас на телевидении идет сериал «Женщины на грани», где я играю ясновидящую шарлатанку. Так совпало, наверное, это новый виток в моей карьере (смеется). Эти сериалы снимались не параллельно. А недавно мне предложили сыграть слепую женщину. Я прочитала сценарий, интересная история. Но я, скорее всего, откажусь от этой роли. Все эти эмоции я пережила в Ванге.
— Вы успешно попробовали себя и в качестве телеведущей. Сначала в паре с Кларой Новиковой в ток-шоу «Что хочет женщина», потом самостоятельно в «Праве на встречу». На последнем вы просто выворачивали душу не только своим участникам, но и зрителям. И сами плакали в кадре. Будет ли продолжение телеисторий?
— Хорошего понемножку. Это очень тяжелый проект, он подточил силы. Я не такая стойкая, как Маша Шукшина. Она спокойно относится к душещипательным историям. Скорее всего, Маша внутренне переживает, но вида не показывает. А у меня сердце разрывалось на части. Иногда я едва сдерживала рыдания, не могла совладать с эмоциями. Хотя это был хороший опыт общения с людьми. Создать специальную атмосферу, заставить человека раскрепоститься перед камерой, вывести его на разговор и вынуть самое сокровенное. Некоторые ведь даже сами себе не могут признаться, а тут еще на всю страну заставляют. Миллионы смотрят. Мне многие герои говорили: «Лена, если бы не вы, мы бы этого никогда не рассказали». Это как индийское кино, любимое мной в детстве.
— Все истории и персоналии были правдивые?
— Вот этого я не знаю. Перед проектом я заявила редакторам: если окажутся подставные люди, сделайте все, чтобы я этого не узнала. Если я почувствую фальшь, вести программу не буду. До меня ни разу не доходили слухи, что какие-то судьбы были вымыслом.
— Не появилось ли желание после телевершения стольких судеб написать свою историю жизни или сценарий?
— Сценарий — нет. Но изложить в книге, что со мной происходило, хотелось бы. Я часто даю творческие вечера во многих городах России, где без перерыва на протяжении трех-четырех часов рассказываю о себе. Иногда встречи затягивались и до шести часов. Зрителям интересно, они говорят: «Лена, вы такой замечательный рассказчик, напишите о себе книгу». Я отвечаю, что если напишу книгу, вы же не будете ходить на мои вечера.
— А как вы все успеваете? Снимаетесь в кино без перерыва и времени хватает на семью, хобби.
— Некрасов был прав: наша женщина и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. Все можно успеть, если к каждому делу, к которому ты прикасаешься, относиться с любовью.
Елена Яковлева проснулась знаменитой в 1989 году после выхода на экран фильма «Интердевочка», хотя до этого играла в театре «Современник» и снялась в восьми картинах. Это ее любимая, судьбоносная роль.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии