О графике работы, конкуренции и потоках людей в интервью АП рассказал управляющий самого большого торгового центра области Альберт Скнарин.

— Альберт Леонидович, судя по тому, как вы четко назначили время для интервью, у вас жесткий тайм-менеджмент?

— Да, жесткий график с 6:45 до 22:30. Во-первых, «Острова» работают с 10 до 22 часов. Пока не услышу доклад оперативного дежурного о том, что у нас все отделы закрылись, сданы под охрану, кровля не бежит и электрика исправно работает, я, естественно, не успокоюсь. Я привык в таком темпе жить. И рано я всегда вставал. Живу в своем доме, в котором есть кошки, собаки, куры, индюки. Нужно время, особенно зимой, и машины прогреть, и печку протопить. На работу тоже приезжаю до открытия центра: делаю его обход, проверяю почту и в 8 утра провожу планерку с заместителями.

— Да, но на входе висит табличка «График работы администрации с 9 до 18 часов». Вы от всех требуете раннего присутствия?

— Ну, это только табличка. К 8 часам должны быть на планерке все заместители: заместитель по АХЧ и главный инженер в одном лице, заместители по строительству, по работе с арендаторами, начальник службы безопасности, главный энергетик.

— А вы из тех руководителей, которые интересуются жизнью каждого подчиненного, или соблюдаете дистанцию?

— Знать тонкости жизни каждого работника просто физически невозможно, а в целом я знаю, как обстоят дела у подчиненных. У меня бывает и такое, что жены звонят и ругаются на мужей.

— То есть ваш сотовый номер знают все?

— Я не скрываюсь никогда: ни номер мобильного телефона не утаиваю, ни на форумах инкогнито не пишу. На них я всегда участвую под детско-пионерской кличкой «АлиСкн», из которой легко понять мое имя. Вот недавно на «Амур.инфо» была дискуссия про торговые центры: и про ярмарку говорили, и про универмаг, и про «Острова». Я принимал в ней участие, но не говорил, «какие мы хорошие», потому что у каждого торгового центра есть свои особенности, свой покупатель, своя жизнь. Например, ЦУМ нельзя назвать плохим магазином, он нормальный, это его формат работы в любом городе России. И в таких обсуждениях я всегда спрашивал о проблемах, просил совета, говорил, что мы будем стараться все исправить. И народ понимал, что с ними общается управляющий торговым центром.

— Вы говорите, что у каждого торгового центра своя концепция. Какая она у ТРЦ «Острова», на кого он ориентирован?

— Конечно, каждый торговый центр подразумевает какую-то целевую аудиторию. Но посетителей «Островов» нельзя подвести к какому-то ценовому сегменту. У нас по большому счету центр рассчитан на семейных покупателей, может быть, богатых, может, средних, может, приехавших из деревни. Последних, кстати, много на выходных. Это видно: в субботу, воскресенье процентов сорок посетителей из районов области. Поэтому мы и программы готовим разные: то взрослую, то детскую. Вот недавно был праздник Хеллоуина, для меня не совсем понятный, но для торгово-развлекательного центра необходимо проведение таких коммерческих праздников, которые любит молодежь.

— А каким образом сам торговый центр зарабатывает на проведении праздников? Вы можете расти по доходам, только повышая арендную ставку?

— Не только, есть доходы от рекламы: внутренней (на экранах и поверхностях) и внешней (на фасаде и стоянке). Вот как раз сегодня я изучал выбор больших плазменных панелей необычной формы для внешней рекламы. Деньги приносит и проведение промоакций. Главная задача любого торгового центра — организовать потоки людей. Каким образом это делать? Проводить развлекательные программы, акции, дружить с арендаторами. Допустим, в каком-то отделе начали падать продажи, с нами связывается арендатор, и мы с руководителем отдела, собственником, маркетологом обсуждаем, ищем решение. Арендаторы разные бывают, есть и вредные. Всегда найдется такой, которому, что ни сделай, все будет плохо: дверь не так открывается, охранники мимо отдела редко проходят, музыка громкая. И нет понимания, что проводимые нами в выходные программы — это реальное привлечение потока людей в торговый центр. Где вы еще такое найдете, чтобы каждые выходные было мероприятие?

— Не боитесь толпы? Того, что поток людей в выходные перерастет пропускную способность центра?

— Нет. Именно поэтому у нас нет островных отделов, нет лишних стоек, а широкие проходы, как аллеи, так, чтобы человеку было комфортно идти с тележкой, всей семьей в ряд, а не колонной по узкому коридору. Некоторые приходят к нам и говорят: у вас места столько, сдайте нам в аренду. Но у них нет понимания, что как только мы сузим пространство, мы станем как все: с множеством отделов, тесные, неуютные.

— Конкуренция между торговыми центрами за посетителей понятна, а как она проходит за арендаторов? Открытие новых ТЦ не приведет к тому, что арендная ставка упадет?

— Она не может упасть. Площади просто будут стоять полупустыми. Я могу привести один пример — «Небесный Хуафу». Оттуда к нам переехали арендаторы, мы за ними не бегали. И у них лучше пошли дела после смены месторасположения. Может быть, у кого-то в этом торговом центре хорошо обстоят дела, но его концепция мне не понятна. А вообще я всегда за дружбу: дружить надо между собой в нашем небольшом городе.

— Помимо местных магазинов, франшиз, есть федеральные операторы, которые сами заходят в регион, выбирая для себя арендодателя. К ним относятся Ostin, Спортмастер. Вы боретесь за право работы с крупными федеральными марками?

— Не боремся, а сотрудничаем, ведем переговоры. Самый простой вариант — отдать большую часть площадей крупному оператору. Я с одной компанией разговаривал, они хотят занять 15—18 тысяч квадратных метров. Но мы же этим одним оператором половине города бизнес посадим. Зачем делать плохо местным предпринимателям? Кто-то выживет, кто-то закроется. Вот, например, вместо «Посуда-центр» мы изначально делали предложение местной компании, но они отказались.

— Какие арендные ставки в ТРЦ «Острова»?

— Здесь нельзя говорить о какой-то конкретной цене. Все зависит от группы товаров, их необходимости. Допустим, как можно аптеке ставить ту же планку, что и продавцам мобильных телефонов или ювелирных изделий. Это будет нечестно и некорректно. Все-таки это социально значимый объект, который должен быть в торговом центре. По аренде каждый раз вопрос решается индивидуально.

— Возвращаясь к вашей трудовой биографии: вас уговаривали занять должность управляющего ТРЦ?

— Когда предложение поступило, мне тяжело далось решение. Я боялся объемов, боялся нового направления в работе, я никогда не управлял торговым центром. До этого я работал в фирме «Планета-Медиа», хорошо знал работу, мне достойно платили. Моя предыдущая работа была как привал. Знаете, есть такой период в жизни у каждого. Здесь хорошо подходят слова Талькова из одной песни: «Радовались мои враги, а друзья говорили: устал, ошибались и те и другие — это был привал». Мне надо было взбодриться и принять сложное решение.

— Альберт Леонидович, вы по образованию учитель. При этом не раз занимали руководящие должности. Все-таки менеджерами рождаются, а не учатся на них?

— Не знаю. В моей жизни был этап, когда я устал руководить и решил уйти работать торговым представителем. Сам себе велосипед, продавай, и все. Пришел устраиваться в компанию, они открыли мою трудовую книжку и вместо торгового представителя стали уговаривать меня занять должность замдиректора. И так с юного возраста я на управляющих должностях. Даже если взять совсем короткий период: мою службу на Камчатке на подводной лодке. Я пришел рядовым коком, служил 3,5 года, а закончил службу начальником столовой. Так получилось.

— А когда подбираете заместителей в компанию, вы смотрите на образование?

— Нет, самое главное для работников — это быть Человеком, мало быть умным. Он должен быть ответственным, уметь принимать решения.

Досье АП

Скнарин Альберт Леонидович родился 23 августа 1966 года в поселке Тунгор, о. Сахалин. Окончил БГПИ по специальности учитель черчения, трудов и учитель географии. Служил в ВМФ на Камчатке. Из управленческих позиций занимал должность заместителя директора по строительству дочернего предприятия ОАО «Амурэнерго», был генеральным директором фирмы «Лункам», «Планета-Медиа». С февраля 2013 года стал управляющим ТРЦ «Острова». Женат, двое сыновей.

18  тысяч человек в день принял ТРЦ «Острова» в последние выходные октября во время акции «Аллея звезд»