О болезненной проблеме АП рассказал заместитель начальника управления государственного автодорожного надзора по Амурской области (УГАДН) Борис Семенов.
Непредсказуемый маршрут
— Борис Иванович, здравствуйте! Что мешает найти управу на нелегалов?
— Проблемы транспортного обслуживания населения характерны не только для Амурской области. Ситуация обостряется во многих регионах России и может привести к хаосу. Вопреки позиции президента Путина и главы кабинета министров Медведева, неоднократно выступавших за усиление требований и контроля в сфере автомобильного транспорта, происходит совершенно обратный процесс.
У нас в Амурской области создан Координационный совет по автомобильному пассажирскому транспорту. Заседания проводятся раз в квартал. Обсуждаем вопросы о борьбе с нелегальными перевозчиками и принимаемых мерах. В работе совета принимают участие наше управление, органы МВД и исполнительной власти региона, однако в корне переломить ситуацию мешают законодательные препоны.
В последнее время отменены нормативные документы Минтранса, на которые десятилетиями опиралась вся отрасль. Это постановление номер 200 «Об организации пассажирских перевозок», приказ номер 2 «О требованиях по организации перевозок пассажиров автобусами», приказ номер 27 «Положение обеспечения безопасности дорожного движения на предприятиях пассажирского транспорта», а также другие основополагающие документы. Взамен никаких документов об урегулировании транспортного обслуживания не появилось.
К примеру, в приказе номер 2 четко оговаривались все моменты, вплоть до мер наказания нарушителей. В частности, это касается автобусных пассажироперевозок. Как результат, злостные нарушения режима труда и отдыха водителей, графиков расписания движения, схем маршрутов и так далее. Конкуренция между перевозчиками перерастает в войну. Самое главное для предпринимателя — доходы, при этом растет поток жалоб от населения. Автобусов в нужное время не дождешься, маршрут движения непредсказуем, моральный облик водителя оставляет желать лучшего. Пассажиры вынуждены терпеть в свой адрес хамство и дерзость. Документов, позволяющих применить меры к нарушителям, нет. Мы неоднократно обращались в Москву, в Минтранс, но пока не можем дождаться соответствующей реакции.
По закону дорого
— В настоящее время много говорится о переделе на рынке такси. Ситуация непонятная, граждане не знают, кто кого возит. Можете прокомментировать положение дел?
— В 2011 году полномочия по организации таксомоторных перевозок были переданы органам исполнительной власти. В первую очередь это касается выдачи разрешений на работу фирм такси и применения административных мер по нарушениям. Часть полномочий также перешла к органам МВД. Однако, благодаря законодательным противоречиям, ситуация только ухудшилась. Сначала предприниматели хлынули в минтранс Приамурья за получением специального разрешения. Эти люди хотели осуществлять перевозки на законных основаниях.
Однако по ходу деятельности выяснилось, что санкции за нарушения достаточно внушительные. Минимальная сумма штрафов за нарушение правил перевозки пассажиров и багажа для должностного лица от 5 до 30 тысяч рублей, а максимальная — от 20 до 100 тысяч рублей. Согласитесь, деньги большие, но платят их только те, кто возит пассажиров на законных основаниях.
В сравнении с этим наказание для нелегалов — сущий мизер. Они прямо говорят: «Штрафуйте нас, мы готовы платить по протоколу пару тысяч рублей». При этом доказать факт незаконной работы такси очень трудно. Требуется целый комплекс мероприятий, в том числе так называемая подсадка в каждом конкретном случае. Это не работа, а настоящие мытарства.
Поняв это, предприниматели в столь же массовом порядке начали возвращать свои разрешения в региональный минтранс. К настоящему времени прекращено действие почти 400 разрешений. Быть нелегалом проще и дешевле. При этом налоги платить не надо, медосмотр и техосмотр не нужны. Нелегалы часто попадаются в состоянии алкогольного опьянения. Под большим вопросом оказывается самое ценное — безопасность пассажиров.
— Но должен же быть какой-то выход?
— Регионы стали заложниками федерального законодательства, поэтому на местном уровне проблему не решить. Самый оптимальный вариант по работе такси — это внести изменения в КоАП России. Могу сказать, что в адрес нашего Заксобрания подготовлено письмо со стороны правительства Амурской области. В свою очередь амурские депутаты готовят документы в Госдуму с инициативой об ужесточении требований к нелегальным перевозчикам.
Нужно увеличивать санкции, вплоть до больших штрафов и даже конфискации транспортного средства. У нас раньше были такие полномочия. Например, в 2005 году за незаконную перевозку мы своим решением конфисковали автобус одного из предпринимателей. Нарушения с его стороны носили системный характер. Он до сих пор судится, но все решения в нашу пользу. Думаю, применение таких мер позволит навести порядок.
Липовый заказ
— «Амурская правда» неоднократно писала о противостоянии транспортников с нелегалами на пассажирских маршрутах. Почему теневикам удается забирать хлеб законопослушных перевозчиков?
— Действительно, такая беда тоже есть. Дело в том, что в Уставе автомобильного транспорта прописана возможность перевозки пассажиров по заказу. Нелегалы делают липовый договор фрахтования с подписями пассажиров, и этого оказывается достаточно для работы на регулярных маршрутах. Формально нарушитель выполняет заказ на перевозку людей.
Такой автобус приходит на остановку за пять минут до прибытия официального перевозчика, собирает народ и плату за проезд. В итоге предприниматель или предприятие, которые платят налоги, соблюдают все законные требования, остаются без выручки. Параллельно идет откровенный демпинг, цена билетов у нелегала на один-два рубля дешевле установленного тарифа. Для жителей сельской местности этот факт имеет значение.
Страдают такие маршруты, как Новобурейский — Благовещенск, Талакан — Благовещенск, Архара — Благовещенск и множество других направлений. Требования по ежедневному контролю за работой данных нелегальных перевозок не выполняются. Можно купить автобус и больше ничего не оформлять. Сел и поехал на основании одного только договора фрахтования. При этом нелегал никому и ничем не обязан. Доходит до того, что они уже собственные расписания движения развешивают на тумбах. Все это приводит к банкротству наших пассажирских предприятий. Вот у меня на столе из Райчихинского ПАТП очередная жалоба. Нелегалы подрывают маршрут Архара — Благовещенск. В такой же ситуации наша Автоколонна-1275 и другие организации.
— Получается, выхода нет? Нелегал — хозяин на дороге и диктует свои правила?
— Нужно убрать из законов и нормативных документов возможность перевозки по заказу и вернуть лицензирование. Раньше мы выдавали лицензии на право осуществления перевозок автомобильным транспортом. На этом основании заказчик в лице администрации города, района, регионального минтранса или другого уполномоченного органа заключал с перевозчиком договор. Появлялось законное основание для работы.
Была возможность ежедневного контроля за автобусами, водителями, заключались договоры со всеми инстанциями, проводились медосмотры. Соблюдались все необходимые требования. К сожалению, сегодня могут контролироваться лишь законопослушные перевозчики.
Сейчас проблемы на всех уровнях, включая городские, межмуниципальные, межрегиональные маршруты. Есть факты, когда из Якутска приходят автобусы в наш речной порт и собирают пассажиров для перевозки в свой регион. На каждом автобусе объявления, телефоны для заказа билетов. При этом маршрут еще не открыт. Можно ли говорить в данном случае о безопасности пассажиров? Мы пытаемся наказывать, пресекать, даже направили обращение в соответствующие органы Республики Саха (Якутия), но конкретных мер не принято.
Изменить ситуацию можно только в Москве, на федеральном уровне. Мы в свою очередь стучимся во все двери и не теряем надежды.
1 479 протоколов составлено и направлено в судебные органы
1 303 протокола рассмотрено судами
8 040 тысяч рублей — общая сумма штрафов
Добавить комментарий
Комментарии