Но и до этого времени «рекламные» пополнения в городской бюджет были весьма скромными — с 2010‑го ежегодный доход не превышал трех миллионов рублей.
Почему из нескольких сотен благовещенских рекламных щитов доход городской казне приносит лишь 31 из них и поможет ли недавно разработанная схема размещения мест для рекламных конструкций начать городу всерьез зарабатывать на «наружке», выясняла «Деловая среда».
Билборды стали неотъемлемым атрибутом улиц любого города и давно воспринимаются жителями как неизбежное зло — украшать архитектурный облик рекламные щиты не могут, зато могут пополнять казну муниципалитета. Однако в последнее время наружная реклама мозолит глаза благовещенцам буквально на каждом шагу. При этом цена потерянного облика города оказалась невелика — чуть больше двух миллионов в год. По оценке администрации Благовещенска, в областном центре установлено около 400 билбордов (по мнению самих предпринимателей — более 600). Стоимость месячной аренды одного места колеблется от 4 до 8 тысяч рублей. Соответственно, если бы доход казне приносили 400 щитов, то Благовещенск каждый год получал бы около 28 миллионов. Но имеет лишь два из них.
— Дело в том, что сегодня действующие договоры аренды распространяются только на 31 рекламную конструкцию, — комментирует специалист комитета по управлению имуществом администрации Благовещенска Дмитрий Домниченко. — С сентября 2009 года мы не можем продлевать договоры аренды и проводить соответствующие аукционы на большинство рекламных конструкций.
Причина — ГОСТ о наружной рекламе, который вступил в силу пять лет назад. Под его требования не подходит 90% всей «наружки» в Благовещенске. Этот документ вообще рассчитан скорее на крупные города.
— Например, согласно ГОСТу, теперь от края проезжей части до ближайшего края конструкции должно быть не менее пяти метров в населенных пунктах, — делятся нюансами специалисты комитета.
Таким образом, проведение конкурса на размещение наружной рекламы становится нарушением федерального законодательства, поэтому благовещенская казна и не получает средств от сдачи мест в аренду. Однако количество билбордов от этого не сокращается — просто владельцы щитов кладут всю выручку к себе в карман.
— Сегодня рынок наружной рекламы считается сверхприбыльным. Рекламный щит стоит около 100—150 тысяч рублей, — комментирует директор одной из рекламных компаний столицы Приамурья. — Сдача в аренду одной стороны поверхности приносит в месяц в среднем 10 тысяч рублей. Получается, «отбить» затраченные деньги можно за полгода, а потом — просто получать прибыль. Выигрывает при таком раскладе только предприниматель, а вот городская казна и сами жители остаются ни с чем.
Планы на схему
Надежду на изменение ситуации возлагали на поправки в законе о рекламе. Согласно им, до января 2014 года муниципалитет должен был составить схему размещения рекламных конструкций. И проводить аукционы только на те места, что указаны в карте. На днях схему утвердили: в нее вошли 245 мест. Это намного меньше, чем существующее количество щитов в городе. Но даже этих мест достаточно, чтобы обеспечить Благовещенску 17,6 миллиона дохода в год при средней стоимости месячной аренды одного места в шесть тысяч рублей.
Правда, компаниям, занимающимся «наружкой», не стоит ждать массовых аукционов в ближайшее время. По неофициальной информации, первые торги в этом году пройдут не раньше марта, а разыгрываемые лоты составят примерно 10—15 процентов от общего количества мест на карте — администрация будет выставлять только те, что соответствуют ГОСТУ.
— Пока мы не можем прокомментировать ситуацию, будет ли муниципалитет выставлять на торги все 245 мест для аренды, — комментируют в комитете по управлению имуществом администрации Благовещенска. — Создание схемы было требованием федерального законодательства, и мы его выполнили.
Платить или сносить
Получается, большинство рекламных щитов так и не будут приносить доход городской казне. Но если Благовещенск не может получать деньги за щиты на улицах, зачем вообще они нужны? Логично было бы убрать портящие внешний вид улиц билборды. Однако, по словам самих сотрудников администрации муниципалитета, снос щитов — сложная и длительная процедура, которая требует к тому же большой бумажной волокиты. Такая работа сейчас ведется, но, судя по количеству рекламы, недостаточно эффективно.
При этом без сноса самовольно установленных билбордов успешность аукционов администрации оказывается под вопросом: стоит ли отдавать деньги за аренду муниципалитету, если щит можно просто установить в понравившемся месте? Судя по тому, что в областном центре несколько сотен незаконных билбордов и лишь три десятка разрешенных, рекламщики давно сделали свой выбор.
В итоге получается, что столица Приамурья не может зарабатывать на наружной рекламе и при этом не может избавиться от портящих ее вид билбордов. Казалось бы, ситуация тупиковая. Однако Москва решить аналогичную проблему сумела.
Столичный опыт
— В Москве, как и в большинстве городов, тоже была большая проблема с незаконно установленной «наружкой». И там городская власть пошла от обратного: после опубликования схемы рекламодателям дали месяц, чтобы убрать все не приносящие дохода бюджету конструкции. После этого щиты начали просто срезать и вывозить, — рассказывает генеральный директор «АмурМедиа» Руслан Дуб. — То есть чиновники не стали заниматься бумажной волокитой, а предложили эту работу самим предпринимателям: хотите — подавайте на нас в суд. Но с учетом того, что схема разрешенных рекламных конструкций уже действовала, выиграть подобное дело было бы нереально. Поэтому город и не боялся претензий.
Вычистив улицы, муниципалитет разделил все места на шесть лотов. Это тоже имело смысл: если проводить торги отдельно для каждой конструкции, количество участников рынка будет намного больше. Соответственно, и следить за тем, чтобы все они вовремя платили арендную плату, будет сложнее. Есть еще один плюс: с компаниями, которые выкупили сразу несколько мест, городу легче договариваться.
— Например, нужно украсить город к Дню Победы или другому празднику. Серьезная компания будет готова отдать 10—20 процентов под социальную рекламу, чтобы не потерять контракт. А если победителю аукциона принадлежит один щит — понятно, что он не станет снимать свою рекламу, — продолжает Руслан Дуб.
Более того: перед проведением торгов столица подняла цену на аренду мест для «наружки» в несколько раз. Скептики утверждали, что покупать столь дорогие лоты компании не будут. Но на торгах общая цена выросла в четыре раза — с 16 до 72 миллиардов. Расчет участников аукциона был прост: если незаконной рекламе в городе больше нет места, значит, рекламодатели в любом случае придут к победителю. Кстати, часть вырученных средств полностью покрыла расходы на снос самовольно установленных билбордов.
И последнее: в аукционных требованиях было прописано, что победитель должен заплатить арендную плату за два года вперед, а не рассчитываться помесячно. Таким образом, столичный бюджет одномоментно пополнился на 144 миллиарда. Конечно, Благовещенску такие суммы и не снились. Но ведь и 17 миллионам можно найти достойное применение. Другой вопрос — захотят ли городские власти взять на вооружение столичный опыт.
На Зейской и Калинина рекламы не будет
В схему размещения наружной рекламы Благовещенска вошли в основном существующие на территории города билборды. Исключением стали два участка — улица Зейская и улица Калинина от кольцевой развязки до Текстильной. Здесь рекламу план не предусматривает вообще.
— На Зейской сейчас прокладывают новый канализационный коллектор. Соответственно, ужесточились требования обслуживающих организаций. На Калинина рекламы не будет на участке, где планируется строительство городской Венеции, — комментирует специалист комитета по управлению имуществом администрации Благовещенска Дмитрий Домниченко. — Скорее всего, в схему еще будут внесены изменения — закон предоставляет нам такое право.
По словам специалиста комитета, рассчитывать, что в будущем количество рекламных мест увеличится, не стоит: скорее всего, эта цифра будет только уменьшаться.
«Привести к единообразию»
Новая схема, помимо прочего, имеет еще одну задачу: вписать «наружку» в общий вид города.
— У схемы должно быть детальное приложение, где к каждому месту будет прописан конкретный разрешенный формат. Сейчас администрация работает над этим, — комментирует консультант управления архитектуры и градостроительства администрации Благовещенска Оксана Нужнова. — Мы и сейчас стараемся договариваться с рекламщиками, чтобы размеры щитов хотя бы в центре города не превышал три на четыре метра, а также учитывалось озеленение. На въезде в город билборды могут быть и больше, но и тут нужно все привести к единообразию, задать одинаковые параметры.
Правда, конкретных предложений у управления архитектуры и градостроительства пока нет. Специалисты планируют разрабатывать предложения постепенно для каждого места непосредственно перед проведением аукционов.
Возрастная категория материалов: 18+
Ворчун, правильно, зачем на статью смотреть — посмотрели автора — и сразу смело комменты строчите)))))
— Екатерина ГвоздовскаяВорчун, не люблю вступать в бессмысленные дискуссии с анонимными гениями, но промолчать не могу. Катя Гвоздовская — один из лучших журналистов нашей газеты. Не буду перечислять все ее профессиональные победы и успехи, вам это все равно по барабану. Не знаю, кто для вас кумир в журналистике, но, обижая Катю, причем не приводя ни одного объективного аргумента, вы выглядите смешно и глупо. Катя, молодец, так держать!
— Павлова ЛенаХорошо, что у нас есть интернет и такие малоумные прибрехатели типа Ворчуна. Почитаешь и жить веселее от того, что в твоем окружении таких злобных карликов нет))) Ворчите, писун!
— Николай Альбертович (гость)глянул — кто автор... Гвоздовская — значит очередной бред. Толковое написать — выше ее сил
— Ворчун (гость)помнится у нас в городе уже запрещали установку в центре щитов, но воз и ныне там, да еще куча новых появилась...как всегда на избранных общие правила не распространяются
— tanita