Современные изыскатели идут по проторенной дороге, которую когда-то с большим трудом покорили знаменитые первопроходцы БАМа Александр Побожий и Григорий Федосеев. В отличие от своих предшественников, которые шли через непроходимую тайгу с эвенкийскими проводниками, караваном завьюченных оленей и лошадей, нынешние проектировщики ездят по накатанной дороге на внедорожниках, живут в бамовских поселках, для проведения изыскательских работ используют современное и высокоточное оборудование, оснащенное системой спутниковой навигации.    

  Первый десант геологов и геодезистов в составе 40 человек высадился на БАМе в конце прошлого года. Ведет проектно-изыскательские работы «Челябжелдорпроект» — филиал ОАО «Росжелдорпроект». Вместе с челябинцами на полигоне работают субподрядчики из Казани, Новосибирска, Хабаровска. 4 бригады разделили фронт работ на 486- километровом участке Тында — Хани. Базируются партии на станциях Хани, Олекма, Юктали и Тында.

Это первый опыт работы «Челябжелдорпроекта» на БАМе. К суровому климату специалистов-изыскателей основательно подготовили: обеспечили термобельем, теплой спецодеждой, защитными кремами от обморожений. Однако февральские морозы заставляют изыскателей день ото дня приостанавливать работы: техника не выдерживает  50-градусные морозы. 

— Особых сложностей на своем пути мы пока не встречали, разве что морозы.  По зимним дорогам наши специалисты добираются до нужных перегонов. Нас больше всего удивляет, как жители бамовских станций живут без автозаправочных станций — ни в одном поселке их нет. Нам приходится запасаться бензином в Тынде, ведь топливом нужно заправлять не только автотранспорт, у нас буровые установки работают на бензине, — говорит заместитель главного инженера проектно-изыскательского института «Челябжелдорпроект» Александр Кондюрин. 

На полигоне изыскатели делают съемку элементов существующего железнодорожного пути, продольного  и поперечных профилей и топографическую съемку прилегающих территорий.

  Кроме этого задействуют несколько буровых установок. Отобранные из скважин образцы грунта отправляют на исследование в лабораторию института в Челябинск, туда стекаются все данные по изыскательским работам на БАМе.       

 Изыскатели исследуют железнодорожное полотно, возведенное под вторые пути БАМа в прошлом веке. Бамовцы сегодня его используют как автомобильную дорогу. Новые рельсы по проекту должны тянуть именно по этой дороге параллельно действующей стальной однопутке. Проектировщики отмечают, что прежде чем начать работы по укладке верхнего строения пути, нужно подготовить железнодорожную насыпь, которая сегодня не в самом лучшем состоянии.

— Вечная мерзлота тает, местами наблюдаются просадки. Например, на одном из сложных участков Хорогочи — Лумбир, Лумбир — Ларба необходимо провести работы по устранению дефектов земляного полотна. Оздоровлением пути будут заниматься перед укладкой рельсов. Также специалистам предстоит исследовать опоры под мосты, которые остались в наследство магистрали от советской эпохи, — рассказывает Александр Кондюрин. — Инженеров интересует, насколько они пригодны для дальнейшей эксплуатации? На какую глубину и в какой грунт вбиты сваи.

 Сегодня завершены изыскательские работы на перегонах Хорогочи — Лумбир, Лумбир — Ларба, Ларба — Эльгакан, Марихта — Чильчи, Вельбеткан — Усколь, Тас-Юрях — Имангракан, 1945 км —  Олекма.

На участке Тында — Хани вместе с геологами и геодезистами работают гидрологи и экологи. Заново изучаются русла крупных рек, таких как Олекма, Нюкжа. 

Первую проектную документацию на госэкспертизу намечено выдать в начале второго квартала текущего года. В этом году строительство разъездов на БАМе по этим проектам начнут между станциями  Хорогочи и Лумбир, а вторые пути начнут прокладывать с перегона 1945 км —  Олекма. Между тем уже идет строительство нового разъезда на Малом БАМе, соединяющем Тынду с Транссибом. На участке Тында — Новый Ургал ведется реконструкция станции Улак.

Строительство вторых путей стартует с запада. Вместе с тем  большой объем проектно-изыскательских работ запланирован на  востоке, который ведет к Тихому океану. Восточный полигон, который возведен силами железнодорожных войск, считается самым проблемным, он проходит по мари и болотам. Изыскатели со временем придут и туда. На этом направлении намечаются не менее масштабные планы. Сейчас там идет реконструкция станции Улак, в будущем, после ремонта, откроют разъезды, которые законсервировали в 90-х годах.      

Разъезды назовут в честь изыскателей и ягоды-морошки

Сейчас на утверждении находятся названия будущих разъездов, их назовут в честь инженеров-изыскателей Александра Побожия, Григория Федосеева и генерал-майора, руководителя крупных железнодорожных строек в Сибири и на Дальнем Востоке Федора Гвоздевского. Также увековечат память начальника «ГлавБАМстроя» Константина Мохортова. Кроме знаменитых фамилий, разъезды будут носить названия Дачный, Морошка, Заячий, Челябинский, Студенческий, Глухариный, Иванокит, Медвежий. Часть разъездов будут временными, в перспективе, когда БАМ станет двухпутным, большую часть разъездов ликвидируют. Останутся разъезды Мохортов, Улагир, Федосеев, Побожий, Гвоздевский.