• Спектакль называют экологическим, он учит ценить природу.
  • По ходу представления дубу предстоит пережить  множество опасностей.
  • Репетиции спектакля продолжались две недели.
  • «Я увидела Амур, и улыбка весь день не сходила с лица».

С тех пор ее сердце разрывается между Белградом, где живут ее дети и работает ее театр «Байкамела», и Санкт-Петербургом, где сейчас ее дом. О том, почему театр кукол — это секта, как куклы могут оказаться сильнее автоматов и бомб и как один сон может предсказать всю жизнь — читайте в этом материале.

 «Я инфицирована театром» 

Она встречает меня в кабинете главного режиссера областного театра кукол Петра Козеца — сербский вихрь, белокурая комета по имени Амела Вученович, прилетевшая с запада России, чтобы похозяйничать на амурской театральной сцене. В день, когда она родилась, в Сараеве шел оглушительный снегопад, в честь которого ее чуть не назвали Снежана. Но победила Амела — надежда со староперсидского. «Я сочиняла истории и рассказывала стихи с детства. Я была успешным ребенком, не знаю, как сейчас», — смеется она и рассказывает, как получила в Сараеве актерское образование, одним из ее педагогов был известный сербский режиссер Эмир Кустурица, курс лекций у которого проходил и ее сын.

«У вас прекрасный театр — чувствуется крепкая рука руководства, сильная актерская труппа под управлением худрука Петра Козеца. И правильно поступил тот человек, который выделил этому театру такое здание, — они этого заслуживают».

— В театр кукол я попала случайно. Я снималась в кино, работала в драматическом театре Белграда, но была в декрете. Из театра кукол ушла актриса, и меня попросили поработать. Я согласилась на один спектакль — а осталась на всю жизнь, — улыбается Амела. — Помню первую куклу, которую я надела на руку, это был цыпленок. Не кукла, а капюшон какой-то. И еще нужно было ползать на коленях, прятать голову. А я красивая молодая актриса — и где мои глаза? Где я?! Сейчас я встречаю людей, которые также попали в театр кукол случайно, не по своей воле, и они недовольны. Но это пройдет — нужно только хорошо инфицировать их куклами. Театр кукол — как инфекция, и я инфицирована. Я называю кукольников семьей. Я объездила около 20 стран мира, и в каждой у меня есть друзья — стоит мне только позвонить, и у меня будет где спать, что есть и с кем работать.

В 1993 году в Белграде она, работая в государственном театре, открыла свой театр кукол, официально зарегистрировав его в 2005 году. Название для него придумали ее сын и дочь — «Байкамела» — это Амела, рассказывающая байки. Сейчас, когда она живет в России, театр продолжает делать постановки по ее пьесам. 

Жизнь как сон

На своем первом кукольном спектакле Амела познакомилась с художницей Ивой Ходжиевой, которая потом сделала кукол для ее самого известного спектакля «Там, далеко» — с ним режиссер объездила больше десяти стран. А то, что в театре кукол она всерьез и надолго, Амела поняла спустя два года после первого представления — во сне. «Мне приснилось, что я играю «Дядю Ваню» на сцене известного белградского театра. И мой партнер подает мне реплику, а я в ответ развожу руками. Он шепчет мне: «Амела, говори текст!» А я ему: «Не могу, у меня нет куклы!» Этот сон предсказал всю мою жизнь», — вспоминает режиссер.

Она распрощалась с «Дядей Ваней» на сцене, но не в сердце — она по-прежнему очень любит Чехова и призналась, что в своих рабочих поездках по России ищет идеальный спектакль, поставленный по Чехову, «чтобы насладить душу». «Мне говорят — ты идеализируешь Россию. Но это не так! Я жду от России всего! Россия большая — и где-то этот спектакль идет, надо просто его найти!»  — уверена Амела.

Спектакли вопреки бомбам

 — Когда в детстве меня спрашивали, кем я хочу быть, я всегда отвечала: актрисой или миссионером, — вспоминает режиссер. — Все очень удивлялись, но ребенок никогда ничего не говорит просто так!

Свои детские слова про миссионера она вспомнила, когда в 1999 году в Белграде начались бомбежки. Так вышло, что вместе с ними началось и ее служение. «Муж был на фронте — на линии обороны Белграда. А нас всех вызвали на работу. Я посмотрела на детей, играющих на улице, и у меня родилась идея — я вышла к ним и сказала: пока идут бомбардировки, у нас будет театр, — вспоминает режиссер. — Каждый день после сигнала тревоги мы им назло будем играть спектакли. Дети сами назвали этот театр «Мир». И мы ночами играли спектакли по бомбоубежищам, а днем я собирала известных актеров, художников, писателей, и они проводили мастерские для этих детей. Тогда я поняла, что наша работа миссионерская и это и есть моя миссия. И что куклами можно бороться так же, как «калашниковым» и этими проклятыми бомбами, которыми они нас бомбили. Но мои куклы были сильнее». Ее сыну тогда было 10 лет, а дочери — восемь. Она объяснила им, что их на фронте защищает папа, а других детей никто не защищает и поэтому она должна помочь им. 

Мечта о России

В России Амела впервые побывала в 1979 году. Рассказывая об этом, она вспоминает, как упивалась весенней Москвой, которая была «настоящая и прекрасная». А в 2008 году она приехала на фестиваль в Самару, чтобы остаться насовсем. «Я влюбилась в Волгу, Россию и одного русского мужчину. Ради него и выучила русский. Начала учить в 2008 году, уже, наверное, больше 100 книжек на русском прочитала», — говорит она.  С тех пор режиссер поселилась в Санкт-Петербурге, но проводит время в постоянных гастролях. С 2002 года она побывала в Индии, Индонезии, Китае, на Тайване, в Швеции, Польше, Болгарии, на Канарских островах, в Тунисе. Ее постановки видели российские зрители в Ингушетии, Самаре, Чебоксарах, Тольятти, Смоленске и Калининграде.

С труппой Амурского театра кукол Амела познакомилась и подружилась на театральном фестивале в Улан-Удэ в 2012 году. Амурчане пригласили ее поработать, и в течение всего 2013 года режиссер и руководство театра выбирали спектакль и согласовывали разные моменты постановки. А в феврале она приехала, чтобы поставить спектакль по своей пьесе «История старого дуба». Амела называет этот спектакль экологическим — он рассказывает о том, что дерево живое, о том, как его сохранить. По ходу представления Дубу предстоит пережить множество опасностей — от лесорубов до пожара и кислотного дождя. Премьерные показы спектакля пройдут в областном театре кукол на выходных, 1 и 2 марта.

 — В новом городе для меня самое важное — это река и люди. Поэтому я очень радовалась Благовещенску — знала, что увижу Амур. Увидела его в солнечную погоду и весь день улыбалась. И еще — другая страна на той стороне. Так близко! И у вас я впервые увидела снежный городок — это потрясающе! — делится впечатлениями Амела.  — Я богатый человек — у меня дети, у меня товарищи во всем мире. И я в России, про которую мечтала.  Как говорит мой дуб: «Я радуюсь  каждому новому дню». И есть почему!

1 и 2 марта в 10.30 и 12.30 в областном театре кукол пройдут премьерные показы «Истории старого дуба». Перед спектаклем зрителей ждет масленичное представление с играми и конкурсами.