Фото: «Амурская правда»Фото: «Амурская правда»

Сначала позвонил «Энергосбыт»

— В последнее время я часто вспоминаю слова легендарного чешского журналиста Юлиуса Фучика: «Люди, будьте бдительны!» Сегодня они актуальны как никогда. Количество людей, которые попадаются на ловушки телефонных аферистов, каждый год растет с геометрической прогрессией. По данным МВД, в 2024 году размер ущерба от действий кибермошенников вырос на 36 процентов и превысил 200 миллиардов. И это несмотря на то что, как вести себя с ними, говорят на всех углах.

Недавно столкнулся с этой проблемой и я, испытав на себе некоторые приемы, используемые телефонными мошенниками. Вечер. Телефонный звонок. На экране высветилось «Энергосбыт». Мелодичный девичий голос сообщает, что проводится замена пломб на электрических счетчиках, надо быть дома, чтобы расписаться под показаниями счетчика. Такое уже было, поэтому никаких подозрений звонок не вызвал. Договорились, что я буду ждать мастера завтра на 10 часов.

Девушка предупредила меня: «Поскольку в наше время полно мошенников, у мастера, который к вам придет, есть свой код, и он его вам назовет». Затем сказала, где и что нужно нажать в телефоне — появится код мастера, чтобы завтра сверить. Появился номер, я его записал. Девушка перезвонила, я сообщил ей этот номер. Она: «Извините, этот мастер в 10 часов занят, вот номер другого мастера». И всё по кругу: высвечивается номер на экране, записываю его, называю, мне сообщают, что и тот мастер в 10 часов тоже занят. Так повторялось четыре раза! Наконец девушка сообщила: «Вот этот мастер в 10 часов к вам придет. Ждите».

А потом позвонил «Центробанк»…

Через 15 минут новый звонок. Уже молодой человек представляется работником Центробанка по финансовому мониторингу Соколовским Павлом Николаевичем. Показывает по видео удостоверение и заявляет, что несколько минут назад я стал жертвой телефонных мошенников под видом работников «Энергосбыта» и сообщил им нужные данные. Они уже успели снять с банковских счетов моих и моей жены деньги и направили их на Украину. Центробанк приостановил финансовую операцию, а сейчас нужны совместные усилия, чтобы эти деньги вернуть. «Иначе, — строго предупредил работник ЦБ, — вы не только всё потеряете, но и попадете под уголовную ответственность за финансирование терроризма».

Во время телефонного звонка аферист подстраивается к ритму, темпу, громкости вашей речи. Есть контакт — человек уже на крючке. И затем начинается манипуляция.

Мне стало понятно, что этот разговор — продолжение сценария, начатого «Энергосбытом». Но меня поразило, что молодой человек назвал точные размеры вкладов и на моем счете, и на счете моей жены, хотя деньги лежат в разных банках. Я спросил, откуда он это знает, если я ничего такого никому не говорил. Ответ был: «Для Центробанка это не проблема. Всю информацию мы передали в МВД, и там уже занимаются этой проблемой».

А потом позвонили из полиции

Не успел положить сотовый, как вскоре очередной звонок «с картинкой» — уже из МВД. Служебный кабинет, за столом сидит человек в звании капитана полиции. Представился, показал удостоверение и стал расспрашивать подробности случившегося. Сообщил, что все данные обо мне мошенники взяли на «Госуслугах». Посоветовал «активнее поработать с Павлом Николаевичем из Центробанка». Не успел я прийти в себя, как опять включился этот Павел Николаевич. Предупредил: «Ни в коем случае нельзя отключаться, иначе пропадет контроль за деньгами, и они «уйдут». Будем с вами на связи до утра». А времени было только восемь вечера.

Я уже понимал, что это мошенники, но было интересно: что будет дальше. Когда мне сказали: «Чтобы деньги не сорвались и не ушли, надо их перевести на безопасный счет», я отключил телефон. Если человек клюнул на всё это, то далее, как говорится, дело техники.

Глубоко вздохните и отключайтесь

Утром с женой прошли по банкам — деньги на месте. В МФЦ проверили — взлома персональных данных на «Госуслугах» не было. Казалось бы, всё обошлось, но тревога не покидает: что еще придумают эти мошенники. Отнес заявление в полицию, где рассказали столько мошеннических уловок и криминальных интерпретаций на тему, как деньги у людей уводят! И что меня еще поразило во всей этой истории, так это совет официальных лиц — не отвечать на незнакомые номера, а иначе, если выманят деньги, сам будешь виноват. Получается, спасение утопающего — дело рук самого утопающего.

Я смог остановиться, а другие не могут. Видимо, потому что с логикой туго. Я сделал такой вывод: если вам в течение короткого времени поступают один за другим звонки (не важно откуда — работники «Энергосбыта», службы «Домофон», социальных служб, банка, полиции, следственного комитета, ФСБ или еще откуда‑то), вам преподносят информацию частями и постоянно торопят, глубоко вздохните и отключайтесь. В спешке нами всегда правят эмоции, а не разум. На это и расчет. В такой ситуации эмоции нам не друзья, а враги, — дает совет Анатолий Рубцов.

450 миллионов украли за пять месяцев виртуальные хакеры у амурчан

По данным амурского УМВД в прошлом году в Приамурье зарегистрировано 3540 мошенничеств и краж с банковских карт, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ). Ущерб превысил 1 миллиард 434 миллиона рублей. За пять месяцев 2025 года в нашем регионе произошло уже 1379 подобных преступлений — амурчане потеряли по вине виртуальных хакеров более 450 миллионов рублей. Такое ощущение, что мы превращаемся в популяцию высоко­внушаемых людей.

Слово психотерапевту: чтобы тебя не «заболтали»

Фото: shedevrum.ai

Можно ли запрограммировать человека на какие‑то действия, пока разговариваешь с ним по телефону? Можно — однозначно говорят психиатры. Для этого мошенники обучаются и используют технологии нейролингвистического программирования и различные трансовые методики.

— Мы их тоже применяем для лечения пациентов, а мошенники используют в преступных целях, — психотерапевт Виталий Ковалевский рассказал АП, как именно работает технология НЛП. — Это стратегия эффективности в любой области — психотерапия, реклама, есть методики, позволяющие лучше обучаться. Основной механизм, который используют представители криминала, — это речевая подстройка под клиента. Во время телефонного звонка мошенник подстраивается к ритму, темпу, громкости вашей речи. Выявляет некие слова-маркеры, что тоже позволяет наладить с вами хороший контакт. Есть контакт — человек уже на крючке. И затем начинается манипуляция. Все знают, что чаще всего жертвами мошенников становятся пенсионеры, и особенно старше 60 лет. Потому что в организме за счет различных сосудистых органических изменений в этом возрасте возникают те или иные расстройства. Люди становятся забывчивыми, более ранимыми, часто тревожатся, переживают — это всё проявления церебрального атеросклероза. Для пожилых людей вследствие инволюционных процессов в головном мозге в принципе характерна повышенная внушаемость. Поэтому они самые уязвимые, как и люди истероидного типа, — они эмоциональны, действуют импульсивно. Если вы не положили трубку и вас всё же втянули в разговор, задавайте встречные вопросы — любые, самые неожиданные, какие придут на ум. Своими вопросами вы сбиваете говорящего и разрушаете мошенническую программу.

 

Возрастная категория материалов: 18+