Фото: Архив АПФото: Архив АП

В подавляющем большинстве сел Белогорского района автобус остается единственным видом пассажирского транспорта. В последние три года ситуация с перевозкой пассажиров на пригородных (межмуниципальных) маршрутах постоянно ухудшается. В 2013 году существенно сократилось количество рейсов в села района. Если в 2010—2011 годах в поселения автобусы ходили по 3—4 раза в неделю, сейчас семь из 15 автобусных маршрутов обслуживаются один раз в неделю. Так, движение автобусов: № 111 (116, 119) по направлению Белогорск — Лохвицы и № 558 Белогорск — Чернетчено осуществляется только по пятницам. Маршрут № 114, следующий из Белогорска в село Новое и обратно, а также № 556 Белогорск — Успеновка ходят по вторникам, а № 546 Белогорск — Новоандреевка — по четвергам.

Автобусным сообщением в районе в основном пользуются малоимущие слои населения, в том числе пенсионеры, студенты, инвалиды, другие граждане, имеющие льготы федерального и регионального уровней. Но при этом количество пассажиров, пользующихся пригородными и межмуниципальными маршрутами, из года в год снижается. В администрации говорят, что причина сокращения не только в том, что растет число владельцев личных транспортных средств, но и в появлении большого числа нелегальных перевозчиков. Нелегалы не платят налогов, не проходят предрейсовые технические и медицинские осмотры, не несут расходов на оформление регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Их незаконная деятельность наносит серьезный ущерб легальным перевозчикам, которые на законных основаниях получили право возить пассажиров по установленным маршрутам.

— За районом закреплено 15 маршрутов: 11 пригородных и четыре межмуниципальных. В настоящее время из-за так называемых нелегальных перевозчиков с официальной маршрутной сети идет огромный отток пассажиров, — рассказал АП начальник отдела транспорта, связи и местной промышленности администрации Белогорского района Александр Виноходов. — А когда на рейсах падает пассажиропоток — они становятся нерентабельными. Из четырех поездок в село и обратно две автобус делает вхолостую. Минимальная себестоимость автобуса на маршруте, если брать только ГСМ, зарплату водителя, налоги, медосмотр и работу механика, составляет порядка 4,5 тысячи рублей. Полная себестоимость, куда включены оплата гаража, отопление, освещение, работа сторожей и прочее — это сумма до 6 000 рублей.  Чтобы автобус себя окупал, он ежедневно должен собирать определенную выручку. А у нас больше половины маршрутов  нерентабельны. С перевозчиками мы договорились, что они будут обслуживать данные направления, но раз в неделю. Из-за такого сокращения страдают в основном льготники.

Головную боль перевозчикам доставляют и владельцы личного транспорта. Подбирая четырех попутчиков, они отнимают у перевозчика минимум 400 рублей, если брать среднюю стоимость билета в 100 рублей.  Представители администрации регулярно выступают перед населением на сходах, где призывают людей пользоваться услугами официальных перевозчиков. Только в этом году состоялось четыре таких встречи. Однако те, у кого есть деньги, продолжают пользоваться услугами нелегалов. Дошло до того, что легальные компании отказались обслуживать направление Белогорск — Лохвицы. После того как в населенный пункт две недели не ходил автобус, местные жители потребовали у главы вернуть транспортное сообщение.

— Мы нашли перевозчика, запустили туда «газель», —  продолжил Александр Геннадьевич. — Собрали сход, куда пришло около 50 человек, предупредили людей, что предприниматель будет возить людей хоть каждый день, если будет наполняемость автобуса. Первые рейсы были заполнены. Не прошло и недели, как пассажиропоток упал. Утром автобус идет полный, а в обед и вечером пустой — всего пять человек. Или недавно был пример, приезжает утром автобус в Лохвицы, садится семь человек. Водителю говорят, что  перед ним нелегал восемь человек увез. И такая ситуация наблюдается практически в каждом селе.

В администрации Белогорского района создана группа по борьбе с нелегальными перевозчиками, которая периодически устраивает облавы на «серых» предпринимателей. Однако в большинстве случаев владельцы легковушек за подвоз своих односельчан караются штрафом в 500 рублей, а единственный владелец автобуса, деятельность которого удалось доказать, поплатился штрафом всего на 5 000 рублей. Районные чиновники говорят, чтобы наказать серьезно, штрафом до 50 тысяч рублей, нужно заниматься нелегалами каждый день — фиксировать перевозку, собирать видео- и фотоматериал. А это в условиях кадрового дефицита сделать невозможно.

Автобусные маршруты обслуживают 29 из 36 населенных пунктов Белогорского района. Услугами автомобильного пассажирского транспортного сообщения пользуются 90 процентов населения района. Люди, пользующиеся услугами нелегальных автоперевозчиков, забывают, что они ставят под угрозу свою жизнь и здоровье. Кроме того, сами не понимая, могут вообще лишить свое село автобусного сообщения. Потому что выигравший конкурс на осуществление пассажирских перевозок индивидуальный предприниматель не хочет гонять пустые автобусы, ему выгоднее отказаться от оказания таких «услуг» и закрыть маршрут.

Возрастная категория материалов: 18+