Часы убытка

Традиционно, в третьем квартале года многие торговые точки и организации переходят на летний режим работы, сдвигая час закрытия на более позднее время. Однако в большинстве случаев такой перевод часовых стрелок для работающего потребителя остается незамеченным — транспортный поток с приходом тепла «оттаивает», и добавленный час попросту уходит на дорогу. Попытки порешать домашние дела в выходные зачастую безрезультатны.

Так, один из мебельных салонов города полноценно отрабатывает выходные, но покупка, сделанная в эти дни, приедет только через несколько дней — склад, как и положено, отдыхает. Обывателю, чтобы уложиться до наступления «комендантского часа» амурского бизнеса, приходится выкраивать часок-другой в рабочее время, завидуя жителям Москвы с ее круглосуточными магазинами и бассейнами. Как объясняют предприниматели Благовещенска, работать приходится строго в рамках Трудового кодекса, а последний час в пользу покупателя оборачивается несоизмеримыми выручке затратами на электроэнергию, кондиционирование, оплату труда персонала.  Впрочем, управляющий самого большого торгово-развлекательного центра нашего региона поддерживает продленную работу предприятий торговли и услуг в пользу потребителя.

В Благовещенске 25 процентов — госслужащие, у них в 6 часов вечера заканчивается рабочий день, и до 7 они могут успеть купить что нужно на той же ярмарке. 

— Если человек работает 12 часов, вышел с работы в 8 вечера, куда ему идти? На самом деле в том, что торговый центр закрывается поздно, для экономики отделов ничего хорошего: тратят больше на зарплаты, электроэнергию и прочие издержки. Это изучено. С 9 до 10 вечера в «Островах», например, работают в убыток, потому что покупателей мало, — приводит аргумент  Альберт Скнарин. — Но для покупателя, чем дольше работает торговый центр, тем лучше, а для любого цивилизованного торгового центра главное — люди, чтобы было хорошо покупателям!

О молоке, географии и здоровье

Большинство продуктовых магазинов Благовещенска вряд ли перейдет на работу в круглосуточном режиме — ажиотажа у полок с провиантом по ночам нет. А для владельца магазина работа допоздна — это повышенные затраты на электроэнергию, дополнительная плата сотрудникам.  

— Большому магазину работать в ночь нет никакого смысла. На лето продлеваем до 23 часов, но только там, где на 500 квадратов площади в последний час работы приходится от 80 покупателей. То есть если в себестоимость выручка укладывается, то удлиняем рабочий день, но только там, где есть потребность, — объясняет директор сети продовольственных магазинов «Кэш-энд-Кэрри» Игорь Ротарь. — Интересно, что в спальных районах спрос больше, чем в центральных, так как там в принципе мало магазинов. Круглосуточно сейчас вообще нет смысла работать — вряд ли кто-то пьет молоко в три часа ночи. Когда-то у меня был магазин с круглосуточным графиком — люди шли за алкоголем, время продажи которого теперь ограниченно. У нас нет заводов и предприятий, работающих посменно. Благовещенск ночью не работает, он отдыхает. Пиковые часы посещаемости наших магазинов — с 17  до 20 часов. И я считаю, что магазины крупные должны работать хотя бы до 9 вечера — наши сотрудники, например, не могут в рабочее время бегать за сапогами. Все-таки не совсем удобно, что магазины работают в то время, когда люди на работе. Такая схема допустима только в курортных городах. 

А вот на рабочем графике банков сказался прогресс. С введением банкоматов денежные операции практически вышли из офисов на улицу.

Елена Виноходова, гендиректор фирменного магазина Московского ювелирного завода в Благовещенске и мама троих детей отмечает удобство продленного графика работы магазина. Однако востребовано это, скорее, в больших ТЦ. 

— Работать или нет магазинам допоздна — вопрос курицы и яйца. У меня был свой бизнес — магазин детских товаров. Мы пробовали работать до 7—8 часов вечера. Было сложно, так как после 18 часов люди практически не шли. Привыкли, что большинство отдельно стоящих магазинов работают до шести, даже если на вывеске написано до 19, и этот стереотип сломать сложно, — говорит бизнесвумен. — Сейчас наши ювелирные отделы расположены в торговых центрах. В тех же «Островах» даже к 9 часам вечера продажи есть. Как показывает практика, например, для Амурской ярмарки, где у нас есть отдел, продлевать работу не имеет смысла — здание в центре города, и основной поток покупателей идет в рабочее время. Я лично, недавно ставшая мамой в третий раз, когда есть время на покупки, а обычно это вечер, еду туда, где есть комплекс товаров для всей семьи. 

Если «свободные» предприниматели могут позволить себе корректировать график работы торговых точек в зависимости от запросов потребителя, то обремененные условиями крупной франшизы зависят от головной компании и вынуждены исполнять определенные требования. «Мы работаем допоздна, в выходные, праздники и даже 1 января. Есть покупатели, нет — установка из «центра» работать, — рассказывает и. о. начальника отдела обуви магазина российской сети «Спортмастер». — Относительно покупательского потока: и в 8, и в 9 вечера народ приходит. Что касается рентабельности «непроходных» часов и дней, то план прибыли корректируется в праздники, когда у людей есть время и повод для шопинга. Вопрос трудового законодательства решается за счет посменного графика работы продавцов, и таким образом сохраняется 40-часовая рабочая неделя по КЗОТу. Конечно, такой режим работы несет большие расходы, и маленькие магазины, где владелец сам встает за прилавок ради выходного для сотрудника, себе этого попросту не могут позволить». 

Мы делаем все для удобства пациента. И, как потребители услуг, надеемся на взаимный ответ от благовещенских предпринимателей, потому что тоже хотим ходить в магазины или парикмахерскую в удобное для нас время

А вот на рабочем графике банков сказался прогресс. С введением банкоматов денежные операции практически вышли из офисов на улицу. Более того, в отличие от живого человека, автомат может работать круглосуточно и без выходных.    

—  Наши отделения в будни работают до 8 часов вечера, в субботу — с 9 до 17.00, а в воскресенье не работают. Мы пробовали работать в воскресенье — 2—3 человека приходят, затраты гораздо больше, чем спрос на услугу в данный момент, — поясняет управляющая региональным офисом ВТБ24 Елена Бакуменко. — Сейчас сеть переоборудуем, в области у нас 13 точек продаж, офисы в больших населенных пунктах будут работать 6 дней в неделю, в небольших — 5. Смотрим по потребности: где нужно, чтобы до 8 вечера работал офис, а где и к 6 часам народу уже нет. Для улучшения клиентского обслуживания наши офисы работают без перерыва на обед, то есть сотрудники обедают по скользящему графику, чтобы обеды наших офисов и клиентов не совпадали и люди имели возможность получить банковские услуги в свой обеденный перерыв. 

Генеральный директор медцентра «Диагност» Андрей Тузов перевел на усиленный режим работы и свое учреждение и поддерживает отмену «комендантского часа» в целом: «Кто водку пьет, а кто за здоровьем идет. У нас пиковые пятница и суббота, так как после процедур нужно время прийти в себя, ведь люди стараются не сидеть на больничном, чтобы не терять заработок. Мы делаем все для удобства пациента. И, как потребители услуг, надеемся на взаимный ответ от благовещенских предпринимателей, потому что тоже хотим ходить в магазины или парикмахерскую в удобное для нас время».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Бизнес-консультант, доцент Благовещенского государственного педагогического университета Андрей Конюшок: 

— Работающие закупаются в обеденный перерыв и после работы. У нас в Благовещенске, например, 25% — госслужащие, у них в 6 часов вечера заканчивается рабочий день, большинство офисов расположены в центре города, и до 7 часов они могут успеть купить что нужно на той же ярмарке. Супермаркеты вообще работают до 10. Не вижу проблем и в строительном сервисе — у нас около 6 тысяч строительных компаний, и всегда можно найти тех, кто работает и по выходным, и допоздна. 

Проблема в том, что наши магазины, а вернее, сотрудники, избалованы. Они не поддаются правилам бизнеса, так как у нас нет крупных предприятий и работу можно получить только в малом бизнесе. Там платят достаточно мало, так что уйти и хлопнуть дверью для работника ничего не стоит. Персонал не хочет быть клиентоориентированным, учиться — это человеческий фактор. Жесткая конкуренция в торговле приводит к низким ценам, невысоким оборотам, а это — отсутствие конкурентности хорошо оплачиваемых рабочих мест. Каждый владелец стремится найти каждого клиента, но не каждому работнику это надо. Все это приводит к тому, что даже на фоне жесткой конкуренции владельцев потребителю сложно найти качественные услуги. Нам надо создавать рабочие места высокооплачиваемые, тогда будет конкуренция и на малых предприятиях. 

Само законодательство способствует развитию мелких компаний. Если посмотреть на крупные строительные компании, то увидим, что они состоят из 10—15 мелких. Им так удобно с точки зрения налогообложения, а это — разрушение менеджмента, понятия миссии, единого бренда. Это все проблемы роста экономики. Нужны высокодоходные компании. Если появятся космодром, мост, труба газовая, допустим, тысячу работников туда из города перейдут работать. Тогда останется меньше персонала для малого бизнеса, и владельцы уже смогут быть более требовательными к сотрудникам, так как те начнут держаться за свои рабочие места.  

Конечно, наши возможности ограничены малой населенностью. Сейчас у нас численность населения на уровне 70-х. Да, ежегодно численность трудозанятости прирастает на 10—15 тысяч человек, однако это происходит за счет гастарбайтеров и вахтовиков. Численность по прописке уменьшается, так как молодежи негде работать, она уезжает, а трудозанятость растет. Парадокс! На 250 тысяч населения Благовещенска круглосуточные магазины не актуальны, хватает графика работы до 10 вечера. Но по статистике городской администрации, у нас больше, чем в любом городе страны, посадочных мест в кафе и ресторанах на человека. По торговым площадям Благовещенск — второй в стране после Краснодара, где есть крупные бренды с хорошими зарплатами, занимающиеся воспитанием персонала. Но наш показатель — только за счет малого бизнеса. В силу малой численности населения у нас практически не представлены крупные сетевые франшизы. 

А еще мы — область равнораспределенного дохода. У нас не умирают с голоду, но и людей с высоким достатком — по пальцам пересчитать. Если, например, в конгрессе США 50% —миллионеры, а у нас по уровню коэффициент жизни такой же, то среди депутатов Заксобрания из 35 человек максимум треть имеют годовой доход выше пары миллионов. 100 тысяч в месяц — это средняя зарплата успешного предпринимателя малого бизнеса. Данный фактор говорит о невысокой покупательской способности.