Приамурью — «Силу Сибири»
В начале июля в Благовещенске ожидается подписание соглашения с одним из международных газовых лидеров компанией «Газпром», инвестирующей в Приамурье в строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» и полной инфраструктуры к нему.
Смысл трубы — соединить всю территорию России сетью магистральных газопроводов. На Дальнем Востоке уже есть магистральный газопровод, он идет от Сахалина и уходит на Восточную нефтехимическую компанию во Владивосток. «Сила Сибири» пройдет по трассе ВСТО, соединив сахалинский газопровод с крупными месторождениями — Чаяндинским в Якутии и иркутским Кавыктинским.
Масштабная стройка по объему вкладываемых средств будет на первом месте в Приамурье, превзойдя даже космодром
Согласно проекту, стройка начнется в 2015 году, первый газ по трубе через Приамурье должен пойти в начале 2019 года. Газопровод будет запускаться поэтапно. Первый этап — Чаяндинское месторождение, с трубой до Благовещенска и выходом на Китай. Из общей протяженности 3200 километров 700 пройдет по амурской земле. Первой очередью займутся специалисты дочерней компании «Газпрома» — «Газпром трансгаз», Томск. Будет работать порядка 600 человек. Вторая часть — строительство двух газоперерабатывающих заводов в 17 километрах от Свободного. Первый — газоперерабатывающий, его проектировщиком будет также дочерняя компания «Газпрома» «Газпромпереработка». На заводе при выходе на проектную мощность будет вырабатываться гелия порядка 10—11 тысяч тонн в год.
Но если гелий сразу сжижается, то этан пойдет на проектируемый компанией «Сибур» газохимический комплекс, где уже на базе данного инертного газа будут изготавливать этилен и полиэтилен.
Главнее космодрома
10
лет — предположительная продолжительность строительства газопровода
Время строительства газопровода с учетом очередей — около 10 лет. Будет задействовано более 7 тысяч человек в строительстве, на эксплуатации — под 6 тысяч: 5 тысяч непосредственно на газопереработке и около 600 — на обслуживании трубы. 1,5 тысячи инженерно-технических специальностей, 3,5 тысячи — рабочие. Естественно, если 5 тысяч человек будут работать только на заводах, их надо обучить, расселить, вахтовым методом такие крупные вопросы не решаются.
«Газпромпереработка» уже выбрала несколько площадок на территории Свободного, где разместятся 20 тысяч человек. Что касается наличия специалистов в регионе, то один из пунктов соглашения с «Газпромом», подписание которого ожидается в июле, декларирует систему обучения «газовиков» на местном уровне.
— Столь масштабная стройка по объему капитализации однозначно будет на первом месте в Приамурье, превзойдя даже космодром, — отмечает министр экономического развития Амурской области Василий Орлов. — Только стоимость проекта строительства заводов — 620 миллиардов рублей. В процессе строительства мы рассчитываем получить налогов 1 миллиард рублей в год, с эксплуатации — порядка 2,5 миллиарда в год без учета налога на прибыль. Его пока сложно рассчитать, но из практики, допустим, по ВСТО по 2013 году сумма составила 2 миллиарда 346 миллионов рублей, из них почти 1,5 миллиарда — налог на прибыль, 800 миллионов — налог на имущество, НДФЛ и другие налоги. В перспективе мы видим до 7 миллиардов рублей налогов в год.
Что касается газификации региона, то существует план Амурской области, утвержденный в 2008 году. «Согласно ему, газификация составит 96% территории — это 366 населенных пунктов, — отметил глава минэкономразвития. Но мы должны понимать, что первичная задача на данном этапе — дать газ Китаю и выполнить условия контракта. Конечно, мы ставим для себя в приоритет газификацию области, но имеющийся план будет корректироваться в части сроков и географии».
Газ «протянет» мост
По газопроводу подписаны соглашения в мае во время визита Президента России в КНР.
— «Газпром» подписал крупное, очень выгодное соглашение, которое имеет хороший мультипликативный, социальный эффект. Оно позволит решить ускоренными темпами задачи, которые ставит перед нами Президент Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, — подчеркивает Василий Орлов. — Проект требует грамотной логистики, так как заявлен очень большой объем продукции. Естественно, рынком сбыта в первую очередь будет Китай, теоретически, это и рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Объем такой продукции, который нужно отправлять по железной дороге, сделает целесообразным строительство железнодорожного моста в районе города Благовещенска.
Проект моста обсуждался в том числе среди более четырех десятков проектов во время визита Президента РФ в КНР. Стороны подчеркивали целесообразность строительства мостового перехода. На сегодняшний день у Приамурья в данном вопросе есть поддержка «Газпрома».
— Сегодня нами ведется работа по созданию особой экономической зоны (предмостовой) промышленно-производственного типа. Это зона, в которой перспективно будут размещаться деревообработка, лесопереработка, обработка продукции сельского хозяйства, высокотехнологичная продукция — возможно сборочное производство из комплектующих с КНР и многое другое. Планируется, что мостовой переход будет в районе села Каникурган. На сегодняшний день проект совмещенного моста обсуждается на самом высоком уровне. Проект моста Благовещенск — Хэйхэ был представлен министру экономического развития России Алексею Улюкаеву, Президенту РФ Владимиру Путину и получил одобрение. Мы готовим по проекту заявку и рассчитываем, что к новому году она уйдет в Министерство экономического развития России.
Горно-металлургический кластер даст 5 предприятий
Сегодня в Приамурье реализуется еще один крупный проект — освоение Огоджинского каменноугольного месторождения.
— В Амурской области реализуется проект развития горно-металлургического кластера, —рассказывает министр экономического развития Амурской области. — Он включает несколько уже запущенных месторождений. Эльгинское месторождение каменных углей на территории южной Якутии, разрабатываемое компанией «Мечел». Это Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат в Еврейской автономной области, Олекминский ГОК в Тындинском районе Амурской области и проект разработки в нашем регионе Гаринского месторождения со строительством горно-обогатительного комбината, разработчиком которых является группа компаний «Петропавлоск».
Проект загрузит мост в Еврейской автономной области и в Приамурье проектируемый мост Благовещенск — Хэйхэ, сделав строительство переходов целесообразным
Но чтобы запустить Гаринский ГОК, нужно построить инфраструктуру, — необходима железная дорога Шимановская — Гарь — Февральск. И, наконец, Огоджинское месторождение каменных углей в Селемджинском районе Амурской области. По этому месторождению разработчиками являются «Ростехнологии» с российской стороны, с китайской — компания «Шэньхуа».
С этим проектом в том числе мы хотим выступить на Харбинской ярмарке, которая будет в этом году очень представительная. Там ожидаются многие руководители федерального уровня. Им будет интересно посмотреть на наши проекты, а нам будет важно заручиться их поддержкой. Если проект горно-металлургического кластера сработает в полном объеме, который мы запланировали, он даст 5 новых предприятий на Дальнем Востоке. Это почти 26 тысяч рабочих мест, порядка 14 миллиардов рублей в год налогов, объем частных инвестиций составит 460 миллиардов рублей.
Мультипликативным эффектом будет загрузка дальневосточных производственных мощностей на «Амурметалле» в Комсомольске-на-Амуре, предприятий судостроения в Совгавани, Находке, Большом Камне. Также проект загрузит мост в Еврейской автономной области между Нижнеленинской и Тунцзян и в Амурской области проектируемый мост Благовещенск — Хэйхэ, сделав строительство переходов целесообразным. В Харбине мы также хотим показать проект создания особой экономической зоны в районе Благовещенска, проект совмещенного мостового перехода и проект туристического кластера, в состав которого входит строительство канатной дороги Благовещенск — Хэйхэ.
Нормальные государства мечтают производить суперпродукцию, а мы все качаем, то что природой дано. Причем бабло от этого идет в карманы 3%, остальным только на поддержание штанов кидают как шавкам.
— Эх (гость)