Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Заманчивые предложения

— Неожиданно начала замечать, что у ребенка слишком быстро заканчиваются деньги на телефоне, — рассказывает мама десятилетнего мальчика Людмила Найбук. — Не успевала я положить на счет 500 рублей, как через два-три дня баланс уходил в ноль. Ребенок утверждал, что звонит редко, а деньги списываются сами собой. Обратились к оператору, оказалось, что сын, не подозревая, подключал себе платные прогнозы погоды, гороскопы и прочие вещи, информация о которых приходила в виде рекламных SMS. Каждая такая услуга снимала со счета от 2 до 5 рублей в сутки. В офисе сотовой компании ненужные рассылки отключили, однако где гарантии, что ситуация не повторится. По телевидению постоянно рекламируют то услугу замены гудков на мелодию, то  заставки-аквариумы. Как ребенку устоять от таких заманчивых предложений? Конечно, платить за все это придется родителям, исправно пополняя счет мобильного телефона своего сына или дочери. 

Настоящая эпидемия непонятных списаний средств со счета у российских абонентов, впрочем, как и у абонентов Приамурья, началась в 2012 году. Чаще других в рекламно-информационную ловушку попадали дети и пенсионеры. В основном люди жаловались на то, что услуги подключаются без их согласия. К тому же их никто не предупреждал, что за такие рассылки придется платить.   

Закон «О связи» призван защитить как тех, кто активно пользуется контент-услугами, так и тех, кто неразборчив в вопросах современной связи и по неосторожности подключает контент-услуги, а потом не понимает, почему со счета списывают средства.

Второй для спама

— С 1 мая вступили в силу поправки к закону «О связи», согласно которым оператор связи на основании обращения абонента обязан создать ему отдельный лицевой счет для оплаты развлекательных контентных услуг, оказываемых сторонними компаниями, — рассказывает начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи управления Роскомнадзора по Амурской области Василий Колинченко. — Этот закон призван защитить как тех, кто активно пользуется контент-услугами, так и тех, кто неразборчив в вопросах современной связи и по неосторожности подключает контент-услуги, а потом не понимает, почему со счета списывают средства. Кстати, если на нем нет денег, то даже случайное подтверждение, например, на скачивание музыки через SMS, сбережет финансы граждан на основном счете — услугу просто не окажут. Да и списать деньги в долг с этого счета невозможно. Впрочем, если не открыть дополнительный счет, то деньги за контент-услуги будут по-прежнему списываться с основного лицевого счета абонента.

В амурских филиалах МТС, «Билайна» («ВымпелКом») и «МегаФона» готовы принимать заявления абонентов на создание отдельного счета для контент-услуг. Обработка таких заявлений происходит в течение часа. При этом у абонентов есть возможность подключить отдельный счет самостоятельно с помощью специальной команды с мобильного телефона или звонка на сервисный номер. Однако, по словам представителей сотовых операторов, пока подобные заявления подали единицы амурчан.

Борьба своими силами

— Количество тех, кто завел второй счет, пока не очень велико, так как услуга достаточно новая — закон вступил в силу с 1 мая этого года, — рассказал АП директор амурского филиала «ВымпелКом» Сергей Саляев. — Также небольшое количество абонентов, открывших второй счет, обусловлено комплексом наших действий, которые мы предприняли еще ранее в интересах наших абонентов. Это двойное информирование при подписке на сервисы контент-провайдеров, ежемесячное напоминание о подписках, автоматическое отключение подписок через 3 месяца, применение штрафных санкций к недобросовестным контент-провайдерам. Кроме того, при обнаружении нарушений в предоставление сервиса контент-провайдером  «Билайн» возвращает своим абонентам все списанные средства. Даже тем, кто не звонил и не обращался с претензиями. Благодаря этим и другим мерам нам удалось в 11 раз снизить количество жалоб по данным сервисам по сравнению с прошлым годом.

Отсутствие интереса к услуге констатировали также в МТС и «МегаФоне». У операторов «большой тройки» с прошлого года идет борьба с мошенничеством и спамом внутри сети. У МТС, «Билайна» и «МегаФона» были созданы сервисы «Антиспам», которые в автоматическом режиме снижают объем мошеннических SMS-рассылок и спама внутри сети, а также услуги типа «Черный список», которые позволили пользователям самостоятельно блокировать нежелательные SMS. Абоненты операторов также получили возможность пересылать жалобы на спам и мошенничество на короткие номера. Конечно, до конца проблема не была решена, но в отдельном счете абоненты пока не видят необходимости, констатируют операторы.

Абонент не в курсе?

В региональном управлении Роскомнадзора, напротив, считают, что операторы недостаточно информируют своих абонентов о новых возможностях. Это и повлияло на низкую популярность услуги.

Компании, как выяснилось,  не торопятся рекламировать отдельный счет для платного контента. Сотовые операторы в основном ограничились отдельным разделом на своем сайте. Ни в одном офисе, где побывал корреспондент АП, нет и намека на свежую услугу — ни буклетов, ни баннеров, ни распечатанных на принтере объявлений. Более того, в некоторых офисах обслуживания, особенно тех, что находятся на периферии, консультанты и сами были не в курсе нововведения. Предлагали  ответ на любой вопрос получить в центральном отделении. Единственный оператор, специалисты которого оказались подкованными, стал «МегаФон». Правда, и здесь об открытии контент-счета рассказали после вопросов абонентов. 

Глава информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков считает, что открывать отдельный лицевой счет для контент-услуг невыгодно как для операторов связи, так и для контент-провайдеров. Это приведет к сокращению рынка подобных услуг.

Замена первой цифры

— «МегаФон» всячески поддерживает это нововведение, — рассказывает пресс-секретарь дальневосточного филиала «МегаФон» Дмитрий Кошевой. — Второй счет позволяет лучше контролировать свои расходы. У абонента может быть два счета на одном номере телефона: основной и контентный. Такое разделение полезно клиентам. Часто дети отправляют смс-сообщения на платные номера. Если на контентном счете не будет средств, то сделать этого они не смогут. Мы информируем абонентов о возможности открыть второй счет для оплаты контент-услуг. Вся информация по этой услуге есть на нашем сайте. На данный момент подключение контентного счета возможно как по письменному заявлению, так и через дистанционные каналы.

В МТС отмечают, что для тех, кто не станет открывать отдельный счет для контента, вводится предварительное информирование о стоимости и условиях оплаты контента.

— Для открытия отдельного лицевого счета для оплаты контентных услугу абоненту достаточно прийти в любой салон связи МТС и написать заявление, указав тот номер телефона, на который заводится отдельный счет, — говорит пресс-секретарь МТС в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири Анна Лысенко. — В 10-дневный срок клиент получает SMS-уведомление об открытии счета, которому присваивается виртуальный номер, соответствующий основному номеру телефона, с заменой первой цифры 9 на 1. Номер в новом формате нужно использовать при пополнении баланса через системы самообслуживания.

Для подключения отдельного счета для контент-услуг Роскомнадзор рекомендует гражданам обращаться в офисы продаж сотовых операторов. При этом ведомство будет осуществлять контроль и систематическое наблюдение за оказанием этой услуги. Если абоненты будут жаловаться в Роскомнадзор на то, что оператор связи не предоставляет данной услуги, ведомство может наложить на провинившуюся компанию административный штраф за невыполнение лицензионных условий — от 30 до 40 тысяч рублей.

Денис Кусков: «Открывать отдельный лицевой счет для контент-услуг невыгодно как для операторов связи, так и для контент-провайдеров. Это приведет к сокращению рынка подобных услуг».

Как устроен рынок контент-услуг

Сергей Саляев, директор амурского филиала «ВымпелКом»

— Оператор не является поставщиком развлекательного контента. Его создает и рекламирует контент-провайдер, а оператор предоставляет к нему доступ. Между оператором и контент-провайдером заключен контракт. Безусловно, далеко не всегда последний стремится обмануть пользователя, например, скрыть истинную цену услуги или подключить ее без явного согласия абонента, однако нарушения присутствуют. Тем не менее претензии о неправильных списаниях абонент адресует своему оператору.

Как открыть отдельный счет для платного контента?

МТС

Подключение:

— написать заявление в офисах компании

* контент-счету присваивается виртуальный номер, который соответствует основному номеру телефона, с заменой первой цифры девять на единицу. Например, телефон +79ХХХХХХХХХ будет в формате +71ХХХХХХХХХ.)

Пополнение баланса: 

— через системы самообслуживания

Проверка баланса:

— с помощью USSD-команды *100*103# 

БИЛАЙН

Подключение:

— набрать USSD-команду на своем телефоне *110*5062#;

— позвонить по бесплатному номеру 07226;

— через Личный кабинет на сайте «Билайн» —  в разделе «Услуги»;

— обратиться в офис компании либо позвонить в колцентр по бесплатному номеру 0611. Для оформления второго счета не нужно письменное заявление.

*номер отдельного лицевого счета будет соответствовать номеру абонента, но первая цифра номера изменяется с 9 на 6. Например, если номер 9031234567, то номер отдельного лицевого счета 6031234567.

Пополнение баланса: 

— через системы самообслуживания;

— автоматический перевод с основного баланса при недостаточности средств — USSD-команда *220*{сумма}#;

— обратный перевод с отдельного лицевого счета на основной — USSD-команда *222*{сумма}#;

Проверка баланса:

— с помощью USSD-команды *622#. 

МЕГАФОН

Подключение:

— отправить USSD-команду *393*4*1#;

— заполнить заявление в офисах продаж и обслуживания.

Просмотр баланса:

— команда *393*1#.

Перевод средств между счетами:

— команда *393*2# и далее согласно инструкциям.

Узнать номер контентного счета (для пополнения счета):

— команда *393*3#.