Фото: Андрей ОглезневФото: Андрей Оглезнев

Картина мира поменялась, а Афганистан тот же

— Андрей, это не первый ваш документальный фильм. Расскажите о том, как вам работалось над «Афганом»?

— Изначально было страшновато браться за эту тему, потому что об Афганистане уже был снят миллион метров пленки, написано сотни песен, статей, книг, исследований. Что еще нового можно сказать? Но когда я взялся за него, то удивился тому, что в этой истории еще столько героев, сколько граней этой войны. Для меня это была одной из легких работ, потому что все ответы, которые мы получили, приехав туда, были однозначными. Поэтому и фильм получился очень искренним, и если кто-то сомневается в выводах, то пусть поспорит. Со мной.  Для меня теперь все ясно как день. Афганская война — это история великого предательства в высших эшелонах власти, история великого противостояния США и СССР, история невероятного уважения между народами.  Афганистан — это великий урок, который нельзя называть ошибкой.

— Вашу картину я смотрела во время премьерного показа еще в феврале на канале «Россия». Для меня он стал своего рода откровением обо всей афганской войне, о той атмосфере, что там сложилась… Вы получали какие-то отклики на него?

— Мне пишут преподаватели средних школ из глубинки и говорят «спасибо» за то, что сегодня решился взяться за эту тему, которая оказалась интересной и важной. И спустя 25 лет со дня окончания этого военного конфликта люди продолжают задавать себе все те же вопросы, на которые мы с героями фильма попытались ответить на месте. «Зачем мы вводили туда войска?», «Проиграли мы или победили?», «Как мы воевали?», «Кто для нас афганцы сегодня?», «Кто тогда ошибся?» и пр.  И мы сделали главный вывод — все было не зря.

— В последние годы много слышала от ветеранов-афганцев, что жители Афганистана поменяли свое отношение к русским воинам…

— У меня была возможность самому сравнить отношение афганцев к русским тогда и сейчас. Я был там, когда в 2001 году в республику зашли американские войска. Я помню, как к нам с неким холодком относились афганцы. И вот спустя 13 лет отношение поменялось, потому что лучше всех из интервентов к ним относились только мы. Сейчас им уже есть с кем сравнивать, но нас они помнят и уважают. Потому что честной войны, где воин уважает воина, с тех пор как мы вышли из Афгана в 1989 году, ни разу не было. Картина мира менялась, а сам Афганистан стал более нищим, еще более дремучим, еще менее образованным и более несчастным.

«Фильтры в журналистской работе нужны и важны, но в моей практике они не работали в двух местах: во время трагедии в Беслане и на войне на Украине, потому что здесь общая трагедия воспринималась как личная».

Правило – не брать оружие

— У вас одиннадцать командировок  в горячие точки, а во время второй чеченской  кампании  вы провели на войне около шести месяцев. Что самое главное вы вынесли из этих командировок?

— Главное, что выносишь из любой горячей точки, — способность любить жизнь. В мирной жизни нам вечно хочется какого-то адреналина типа прыжка с парашютом. И вот однажды я вернулся из командировки в Москву накануне Нового года. И начинают стрелять петарды со всех сторон, и первое, что я сделал, встал за дерево. Это инстинкт, чтобы укрыться от осколка. Но счастье, когда выстрелы и взрывы — воплощение радости, а не какой-то беды. Если ты живым вернулся из горячей точки, нужно думать о своей семье, о детях, о своей профессии. Не нужно это подменять никому не нужным риском. После войны начинаешь ценить мир, в котором живешь, начинаешь говорить «спасибо» всему вокруг.

— Вы считаете себя военным журналистом?

— Я не имею права считать себя военным журналистом, потому что такой человек должен быть поглощен не просто военной журналистикой, но и посвящен во все тонкости военного искусства. Для этого желательно быть военным. Для меня истинно военный журналист — Александр Сладков. Полковник в отставке прекрасно разбирается во всех видах оружия, а по звуку может определить, какая из установок начала работать. Я ездил на войну, продолжаю ездить и поеду еще, но это, к сожалению, потому, что война становится новостью номер один. А это самая ценная информации. А если завтра новостью номер один будет космический запуск или освещение Парада Великой Победы, то я тоже буду там.

— Существуют разные мнения о том, как должен выглядеть корреспондент в зоне боевых действий. Ваше мнение?  

— Меня еще в 90-х годах научили, что первое и главное правило журналиста на войне — никогда не брать в руки оружие. А второе правило — ты должен отличаться внешне от военных и от регулярных войск. У тебя должна быть бейсболка или бронежилет с буквами «ТВ»,  которая гарантирует хотя бы в 50% случаев, что в тебя не будут стрелять прицельно. Потому что ты выполняешь на этой войне функцию освещения событий, а не участия. Кстати говоря, война на Украине — это первая война без правил. Первая война, где в журналиста могут стрелять прицельно только потому, что он репортер. Таких тяжелых войн для журналистов еще никогда не было. 

ВАЛЕРИЙ ВОЩЕВОЗ СТАЛ ОДНИМ ИЗ ГЕРОЕВ ФИЛЬМА «АФГАН»

Впервые в этом году по инициативе Сергея Новожилова в малом зале АОДНТ всю неделю в рамках внеконкурсной программы «Амурской осени» показывали киноленты об афганской войне. Амурские зрители смогли увидеть фильмы разных лет, среди которых «Жаркое лето в Кабуле», «Афганский излом», «Нога», «Мусульманин»,  «Девятая рота» и «Кандагар». Одним из первых показанных стало документальное  кино московского журналиста, в котором одним из героев был амурский афганец, председатель местного отделения «Боевое братство» и Союза ветеранов Афганистана Валерий Вощевоз.

— С автором фильма я познакомился в аэропорту в Москве, когда вылетали на съемки в Афганистан — рассказал АП Валерий Вощевоз.— До этого я договорился с афганцами, что мы приедем снимать. Там мы пробыли всего неделю, график съемок был очень плотный, потому что нужно было в короткие сроки охватить большой объем материала. Позже некоторые кадры фильма были взяты из видео, которое снимала моя команда в предыдущих поездках.

В этом фильме главный амурский афганец встречается со своим прямым оппонентом Суфи Паяндой,  которому он  противостоял на протяжении всей службы в Афганистане. А случай с племянником главаря моджахедов, который укрылся от комбата Вощевоза в женской половине дома и куда, соблюдая обычаи  чужой страны, не стал заходить военный, до сих пор помнят оба мужчины. Вспоминает Валерий Васильевич  и «кровника», который после того, как убили его отца, перешел на сторону советской армии. «Он был идейный боец и сражался не за деньги,— вспоминает амурчанин.— Изначально я ему не доверял и всегда заставлял идти впереди себя. И он знал — если что- то случится, то первая пуля будет его».

— Фильм интересен не только простому зрителю, но и тем, кто, казалось бы, все знает про Афганистан,— в заключение добавил Валерий Васильевич. — Я даже услышал некоторые вещи, о которых не знал.   

Возрастная категория материалов: 18+