— Сергей Витальевич, вас окружает огромный поток информации — как позитивной, так и негативной. У вас есть какие-либо особые методы борьбы со злом? Как противостоите слухам и стрессам?
— Я просто их не замечаю, и все. Не надо читать о себе, надо делом заниматься, господа. Если тебе дана профессия, которой ты владеешь, занимайся ею, и занимайся честно.
— Вы называете себя трудоголиком. Ваша супруга Ирина рассказывает, что вы работаете по 18—20 часов в день. Где берете силы? Что вас подпитывает?
— Наверное, любимое дело. Можно уставать физически и эмоционально. Но моя профессия дает силы, которые необходимы не просто быть и существовать, но и радовать зрителей. Даже если сил уже не осталось, выходишь на поклоны — и получаешь энергию зала. Если ты работаешь честно, то и публика платит тем же. Не надо фальшивить.
Сейчас среди московских режиссеров есть некая тенденция — идти в ногу со всем европейским и придумывать экстравагантные формы. Хотя нет ничего прекрасней классики, которая является основой.
— Ваша судьба тесно связана с именем Сергея Есенина. Вас в честь него и назвали. Вы похожи. Ощущаете на себе влияние великого поэта?
— Внешне я на Есенина совершенно не похож. Что касается внутренней схожести — то это наша общая любовь к Родине. Как бы это сегодня пафосно ни звучало. Замечательное слово «Родина». И оно в душе каждого. И это не власть, не политика — это ощущение страны. Если я живу здесь, значит, я люблю свою Родину. Я могу быть с чем-то не согласен, против чего-то восставать, но я живу в России и хочу, чтобы здесь было лучше. И когда мою Родину начинают обижать, я воспринимаю это как личную обиду. Вот что меня объединяет с Есениным. Родина — это мой дом, мои родные, мои близкие. Есенин свои стихи и поэмы писал не для собственного пиара. Тогда еще не было ТВ и интернета. Он писал потому, что так чувствует, так думает. «Я люблю Родину», — в каждом стихе Сергея Есенина.
— Ваш спектакль называется «Хулиган. Исповедь». Это Есенин. А Сергей Безруков — хулиган?
— Хулиган, потому что в своей профессии я, действительно, могу выбирать самые неординарные и неоднозначные роли. Играть одно и то же всю жизнь — скучно, однотонно, не интересно. Это уникальный спектакль, который выстроен мною как концерт. Длится он два часа. На сцену выходит Сергей Есенин, который начинает общаться с залом. Когда Есенин вернулся из мирового турне с Айседорой Дункан, он читал рабочим и крестьянам лекции об Америке. Он выходил и начинал говорить об этой неизвестной стране. Но делал это неловко, потел, сбивался. Публика изнывала от тоски. Зритель кричал из зала: «Есенин, ну хватит уже, давай стихи читай!» И он начинал. Сразу ситуация менялась с точностью до наоборот. Поэт читал с таким темпераментом и упоением! Его на руках из зала выносили. Борис Пастернак, с которым у Есенина были сложные отношения, говорил: «Когда он читал «Пугачева», я стоял, вжавшись в стенку. Я не понимаю, как Есенин это делает, но делает гениально».
— Это похоже на исповедь?
— Специально к спектаклю я написал музыку к девяти стихотворениям поэта. Я решил не копировать знаменитые хиты «Не жалею, не зову, не плачу» и другие. Это уже народные песни. Решил взять огонь на себя (я, кстати, люблю это делать) и вышел со своими песнями. Они звучат по-новому. Получилось или нет, рассудит зритель.
Сейчас я снимаюсь в сериале Михаила Хлебородова «Временно недоступен» вместе с Дмитрием Дюжевым. Мы с ним со времен «Каникул строгого режима» вместе.
Это действительно исповедь Сергея Есенина — благодаря его стихам, поэмам. От проникновенной лирики вплоть до финального «Черного человека». Он кается в грехах. Он разбирается в себе самом. В спектакле задействован прекрасный кордебалет, идет живое исполнение музыки. Финал — смерть поэта показана в пластике. Я очень надеюсь, что каждый зритель откроет заново для себя Есенина.
— Восемь лет назад вы были участником кинофестиваля «Амурская осень». Привозили благовещенцам спектакль «Сирано де Бержерак», где исполнили главную роль. Редко вы к нам приезжаете.
— Я очень хочу приезжать в Благовещенск и на Дальний Восток гораздо чаще. Приятно, что меня здесь ждут и хотят видеть. Восемь лет назад здесь, на фестивале «Амурская осень», я получил «Золотого журавля» за лучшую мужскую роль в спектакле питерского театра «Сирано де Бержерак». Сейчас я решил сделать московскую версию этой пьесы. Сыграть «Сирано» со своими артистами, артистами Московского губернского театра. Премьера состоится в феврале следующего года.
— Сюда «Сирано» еще раз привезете?
— Хотелось бы. Московскому губернскому театру, где я являюсь худруком, есть что показать: «Нашла коса на камень» с Дмитрием Дюжевым, «Весна» — по рассказам Михаила Задорнова. В главной роли Саша Соколовский. Есть и другие, не менее интересные спектакли. В моем театре много молодежи, приходят вчерашние выпускники, но тем не мене это артисты высочайшего уровня. Я теперь не только худрук, но и продюсер. Сейчас я снимаюсь в сериале Михаила Хлебородова «Временно недоступен» вместе с Дмитрием Дюжевым. Мы с ним со времен «Каникул строгого режима» снова вместе в кино. В этом сериале снялись еще 23 артиста моего театра. Премьера состоится весной на Первом канале. К слову, мои артисты пользуются популярностью, они востребованы и ими гордятся. А это такое счастье для худрука. Я-то уж сам с собой договорюсь, чтобы их отпустить на съемки. Я не запрещаю своим актерам сниматься в кино. Только говорю им — имейте совесть. Снимайтесь только в хорошем кино. Не марайте себя в левой рекламе. Как говорили наши мэтры: «Плевок в вечность — это плевок в вечность». Я лично лучше пойду в театр на детских спектаклях работать. Буду в утренниках задействован, но сниматься в плохом сериале даже за очень хорошие деньги не буду. Это нанесет вред моему актерскому реноме. Надо воспитывать актерскую совесть, честь и достоинство у молодежи.
— Расскажите о вашем театре
— Московский губернский театр существует полгода. Официальный статус он приобрел 9 января 2014 года. Располагаемся мы в здании Московского областного дома искусств. У нас в штате губернаторский оркестр, есть актеры-вокалисты, танцоры. Поэтому у нас больше возможностей, чем у драматического театра. Мы можем ставить мюзиклы, музыкальные спектакли, концерты, проводить фестивали, актерские школы. Мы вышли на уровень театра, о котором говорят. Появились свои поклонники и фанаты. Есть команда — а это самое главное. За полгода мы поставили пять премьер. Всего в сезоне их будет десять, в том числе и детские спектакли. Детский репертуар сегодня востребован. Его не так много в кино. Анимационные фильмы в основном заграничного производства. На телевидении детских сериалов нет. Не показывают даже наше доброе советское кино. Я «Приключение Электроника» сегодня с таким теплом вспоминаю. А сказки Рома? Тогда было внимание к детской аудитории, и это пора возвращать. Вот мы и наметили пять детских спектаклей. Это качественные замечательные интерактивные постановки. Так что работы у нас хватает и планов громадье. В нашем театре, единственном в России, есть функция тифлокомментирования для незрячих людей.
— К вам, наверное, сложно попасть?
— Очередь стоит. Я не могу взять всех, кого хочу. Существует штатное расписание. Но есть резерв для заслуженных артистов. Я ценю классический театр и выступаю за человеческий театр. Сейчас среди московских режиссеров есть некая тенденция — идти в ногу со всем европейским и придумывать экстравагантные формы. Хотя нет ничего прекрасней классики, которая является основой. Но это не значит все время выступать в старинных костюмах. Театр должен быть современным, но и всех в джинсы наряжать тоже не надо. Настоящая классическая драматургия актуальна на все времена.
— Сергей Витальевич, поделитесь впечатлениями о Благовещенске и соседнем Хэйхэ, где вы провели воскресный день.
— Благовещенск город интересный. Приграничная полоса. Пятнадцать минут на пароме — и ты попадаешь в совершенно другой мир. Ощущения любопытные, интересные. Погода замечательная, настоящее бабье лето. Китайцы с забавным акцентом говорят по-русски. И пускай это для них бизнес. Но то, что они таким образом познают великий язык, это уже очень хорошо.
За помощь в подготовке материала АП благодарит телеканал «Свой» и компанию «Планета-медиа».
АП РЕКОМЕНДУЕТ:
1. Елена Кондулайнен: «Люди не могут простить мне звание секс-символа страны»
2. Андрей Кайков: «Моя бабушка – почетный житель Благовещенска»
3. Наталья Крачковская: «Современное кино — это пособие по грабежам и хамству!»
4. Звезды «Амурской осени» заказали фотосессии у Олега Семенца
5. Вера Глаголева: «Люди разучились смотреть кино про высокие чувства»
Возрастная категория материалов: 18+
Были на спектакле с друзьями. Что хочу сказать — Безруков это наша гордость. Сергей Есенин — великий русский поэт, но так читать его стихи может только великий актер. Сергей Безруков такой и есть. Спасибо ему за «Хулигана» и творческих успехов в своем театре и кино.
— Андрей -зритель (гость)Позёр!
Возможно, как актер хорош. НО! Не лежит к нему душа чисто по-человечески.
— Bro (гость)