«Прогулка среди могил»: рецензия на новый фильм с Лиамом Нисоном
В большинстве кинематографических жанров не то что новое сказать — удержаться на достойном уровне сложно в силу высоты планки, заданной предшественниками. «Прогулка среди могил» не самая плохая попытка сыграть на поле психологического триллера, и она могла бы заслужить еще более высокую оценку, если бы не ряд неудачных решений.
Режиссер Скотт Фрэнк гораздо больше известен как сценарист, за адаптацию сценария картины «Вне поля зрения» он даже номинировался на «Оскар». Помимо этого, в его послужном списке — «Достать коротышку», «Особое мнение» и даже «Росомаха: Бессмертный». «Прогулка» — его второй полноценный режиссерский проект, если отбросить в сторону работу над сериалами. Предыдущий фильм Фрэнка, «Обман» с Джозефом Гордоном-Левиттом в главной роли, в 2006 году был высоко отмечен критиками и низко — зрителями. Возможно, по этой причине продюсеры доверили ему руководить съемочным процессом только через восемь лет.
В условиях дефицита хороших сценариев, которому не видно конца и края и о котором Скотт Фрэнк знает гораздо лучше других, в основу фильма легла одна из полутора десятков книг Лоуренса Блока о детективе Мэттью Скаддере. Блок — известный в США и за их пределами автор, из-под пера которого вышло неисчислимое количество романов, повестей и рассказов, причем не только под настоящим именем. Несмотря на такую плодовитость, Голливуд экранизирует книги автора с некоторой неохотой. Что касается Мэттью Скаддера, то на большом экране до настоящего момента он появлялся единожды — в 1988 году в исполнении Джеффа Бриджеса, картина называлась «Восемь миллионов способов умереть». Тогда картину посчитали низкоуровневой, несмотря на то, что к работе над сценарием приложил руку сам Оливер Стоун.
«Прогулка среди могил» по оценкам читателей — самая жесткая из книг сериала. Жесткая настолько, что для экранизации пришлось кардинально переписать некоторые сцены, в том числе и финальную, чтобы картине не присвоили еще более суровый возрастной ценз, который и без того «детям до 16». Выбор Лиама Нисона на главную роль в этом фильме была бы идеальной, если бы актер не успел сыграть еще целый пантеон подобных персонажей за последние годы. Стоит ему появиться на экране, как зритель уже видит в его печальных глазах проблемы с алкоголем, ушедшую, хоть и горячо любимую жену и способность убить или покалечить человека сотней-другой способов, непременно сопряженную с полным отсутствием желания это делать.
«Прогулка среди могил» по оценкам читателей — самая жесткая из книг сериала. Жесткая настолько, что для экранизации пришлось кардинально переписать некоторые сцены, в том числе и финальную, чтобы картине не присвоили еще более суровый возрастной ценз, который и без того «детям до 16».
Впрочем, на этот раз герой Нисона является нам в несколько более бодром варианте, потому что «Прогулка среди могил» начинается с флешбэка. На первых минутах рассказывается, как лохматый полицейский зашел выпить рюмочку на дежурстве, а в результате прицельным огнем положил трех бандитов, загубивших бармена почем зря. Проходит семь лет, и вот уже привычный и мало кому нужный коп в отставке сидит в кафе с газетой, но уже без рюмочки, и еще не знает, что именно отсюда начнется череда событий, от которых его настроение будет испорчено в куда более серьезных масштабах.
Мрачный, дождливый и медлительный окружающий мир в картине напоминает зрителю «Семь» Дэвида Финчера, неторопливость развития сюжета в первой половине — его же «Зодиака», а стремление к документальности во второй — «Пленниц» Дени Вильнева. Потерпевшие здесь — наркоторговцы, преступники, наоборот, имеют прямое отношение к исполнительной власти, чернокожие беспризорники проводят дни и ночи в библиотеках, а прохожие совершенно равнодушны к тому, что на их глазах в подозрительный фургон силком запихивают молодых женщин. Более того, Скотт Фрэнк намеренно убирает полицию из расследования серии чудовищных преступлений — о ней разве что упоминают в диалогах и становится понятно, что если уж не Скаддер, тогда никакой справедливости не жди.
Главному герою приходится действовать либо в одиночку, либо с весьма сомнительной помощью вышеупомянутых наркодилеров, чьих родственниц в буквальном смысле режут на кусочки. Опять же упомянутый подросток введен в сюжет неизвестно зачем — пара диалогов педагогического характера и еще пара проявлений выдающегося идиотизма, а ведь картину можно было сделать не такой затянутой. При этом авторы всю дорогу популяризируют общество «Анонимные алкоголики», что основательно отвлекает от сюжета. Честное слово, в фильме вслух читают весь кодекс правил этой организации под видом каких-то небесных откровений.
Тем не менее, с учетом нечеловеческих поступков, совершаемых отрицательными персонажами, хорошей актерской игрой Нисона и неплохой, хоть и смазанной на самом пике детективной линии, картина заслуживает скорее положительной оценки. Молодые жизни всегда жаль, поэтому на некоторых моментах действительно становится сильно не по себе, а окружающая атмосфера безысходности заставляет не только сочувствовать Скаддеру, но даже требовать от него отринуть моральные препоны и начать стрелять.
Финал, который в первоисточнике еще более ужасен, в «Прогулке» все же повернут в сторону осмысления бесконечного парадокса умножения насилия. Герой изо всех сил старается предоставить другим решать, карать ли убийством за убийство, а зверством за зверство, а в конце все же вынужденно делает этот выбор сам. Однако редкий зритель найдет в себе силы задуматься о том, что дает нам право судить и можно ли оправдать то, чему нет и не может быть оправдания.