Кадр из фильма «Третья персона», kinopoisk.ruКадр из фильма «Третья персона», kinopoisk.ru

Как известно, местоимения третьего лица указывают на того, кто не участвует в диалоге, а также на предмет. Многочисленные герои «Третьей персоны», вышедшей на российские экраны через год после катастрофического провала в США, так или иначе подходят под эти определения, хотя осознать это зритель сможет только через два часа вникания в перипетии сразу трех сюжетных линий, каждая из которой по своему интересна и по своему неудачна. Оскароносец Пол Хаггис — и в этом мнении сошлись многие критики из разных стран мира — попытался повторить успех своего «Столкновения», используя ровно тот же набор инструментов, но на этот раз не вышло. Вероятно, потому, что инвентарь режиссера пополнили приемчики Иньярриту и даже Шьямалана, которые плохо слушаются чужих рук.

«Столкновение», снятое профессиональным сценаристом Хаггисом в 2004 году, два года спустя билось за награды главным образом с «Горбатой горой» Энга Ли. Оба фильма получили свое, однако чересчур щепетильная тема «Горы» позволила сложной для восприятия конкурирующей социальной драме вырваться вперед и таким образом заслужить репутацию некоего шаблона для гарантированного успеха. Плеяда звезд в главных ролях, помещенных в многослойное и вязкое действие, неожиданные повороты сюжета в определенных автором точках и общая тема, касающаяся любого члена общества — с этим набором подмышкой кто только ни пытался допрыгнуть до сверкающих статуэток впоследствии.

Немудрено — ведь без пяти минут артхаусное кино Хаггиса внезапно собрало в 15 раз больше, чем на него было потрачено. Восемь лет спустя «Третья персона» на родине заработала чуть больше миллиона долларов, что в переводе на русский означает: продюсеры проекта выбросили круглую сумму в медлительную реку личных амбиций режиссера и сценариста. Любопытно, что на успех предыдущей попытки, как те мотыльки, прилетели великолепные актеры: в картине все шесть главных ролей играют знаменитости, большинство из которых пользуются хорошей репутацией. Что же до Милы Кунис и Джеймса Франко, то для них участие в картине Хаггиса стало своего рода тренировкой в непривычном виде спорта. Девушка справилась, парень не очень.

«Третья персона» — это очень странный провал. Режиссеру не удалось главное, однако в деталях он вновь преуспел во многом благодаря великолепной игре Лиама Нисона, Оливии Уайлд и Эдриана Броуди. Первые двое вообще не дают зрителю утонуть в повествовании в течение двух не самых богатых на события часов, демонстрируя великолепную партию между пожилым писателем и его молодой любовницей, в которой они то и дело меняются местами и неустанно выкачивают эмоции из очевидца. История американца, чересчур увлекшегося в Риме мигранткой, в подаче Броуди тоже великолепна: всякие глупости вроде криминального подтекста или потрясающей в своей нелепости эротики не раздражают, потому что зрителю на самом деле хочется понять мотивацию персонажа. На этом фоне серьезно проигрывает третья сюжетная линия в исполнении уже упомянутых Кунис-Франко, главным образом потому, что ее герои так и не сдвигаются из отправной точки ни на миллиметр.

«Третья персона» — это очень странный провал. Режиссеру не удалось главное, однако в деталях он вновь преуспел во многом благодаря великолепной игре Лиама Нисона, Оливии Уайлд и Эдриана Броуди. 

Забавно, но при верном переводе названия зритель, внимательно рассмотревший афишу картины, вполне в силах понять главную хитрость сценария задолго до того, как фильм полностью раскрывает карты. Для того чтобы как можно дольше водить публику за нос, Хаггис даже пару раз нарушает единство места и времени. Задумка такова, что невозможные физически события абсолютно реалистичного сюжета вполне можно списать в конце на человеческий фактор. Для пущей путаницы в сценарии присутствуют персонажи Марии Белло и редко появляющейся на экране в наши дни Ким Бейсингер, пополняя список занятых в картине лауреатов и номинантов двух самых престижных наград американского кино.

Выбрав в качестве мест действия банальнейшие до невозможности Нью-Йорк, Париж и Рим, режиссер намеренно не водит нас по их достопримечательностям, ограничивая своих героев рамками квартир, отелей, клубов, подземных переходов и даже автомобилей (К слову, начав раздеваться в такси, героиня Оливии Уайлд еще до середины картины доведет дело до конца). Мы видим, что происходящее между местоимениями «он» и «она» гораздо важнее вообще всего, что в эти отношения не умещается. На улицу чаще всех выходят персонажи, помещенные в Рим, тем не менее ключевым местом этой истории является издевательски названный Americano бар, двери которого слишком явно выходят на искусственно созданную улицу. Эта ненатуральность непобедима даже тем фактом, что большая часть съемок велась в Риме и даже Нью-Йорк был частично построен там.

Чувство вины, которым в разной степени проникнута каждая из трех историй, обосновано, в отличие от сюжета «Столкновения», не самыми ужасными поступками. Взяв за основу опасность, которая подстерегает ребенка внутри и вне семьи, Хаггис за два часа подвергает ее внимательнейшему рассмотрению, ни разу не продемонстрировав воочию. Придуманная реальность охотно смешивается с истинной, которая никого не привыкла щадить: при появлении на экране титров хочется вырезать из фильма все сцены, в которых герой Лиама Нисона один, и пересмотреть заново. К сожалению, это желание пропадает слишком быстро: магия сценария «Третьей персоны» слишком слаба и в первую очередь потому, что так захотел маг.

Очевидно, что мода на подобное кино стремительно уходит в прошлое и крайне неудачный в финансовом отношении проект Хаггиса этому поспособствует не хуже, чем неудачи его коллег на том же поприще. Однако именно этот фильм не стоит списывать со счетов и, возможно, пересмотреть в будущем. Где вы еще увидите в наше время Нисона в раздумьях, который не калечит людей, Уайлд в чем мать родила, которой доверили чуть ли не главную роль, и Броуди в дурацкой рубашке, который внушает одновременно сочувствие и боязнь? К тому же картина дает зрителю отличную возможность убедиться в том, что некоторые люди и некоторые события нашей жизни никак не желают обращаться в послушные предметы. Даже если раз за разом обращаться к ним исключительно в третьем лице.