Предвосхищая наплыв жалоб и просьб от кинокомпаний, о затягивании поясов говорит и Фонд кино. В структуре отчетливо видят, что в ближайшее время список продюсеров, не успевающих вовремя вернуть законную часть выданных им государственных денег, существенно расширится. Господдержку только-только начали пытаться распределять по-умному. Так, чтобы доходы от рассчитанных на массовую аудиторию картин помогали держаться на плаву проектам, претендующим на фестивальный, но ни в коем случае не на кассовый успех. Теперь же главе фонда приходится рассказывать журналистам о банках и кредитах, а сегодня, заслышав эту песню, можно на некоторое время забыть про кормящую длань.
Факты таковы, что без государственного плеча сегодня никто не снимет ни военное кино, ни «Стиляг», ни «Метро»
Наше кино привыкли ругать последними словами, причем далеко не только по делу. Постоянно слышишь о том, что, мол, XX Century Fox каким-то макаром обходится без господдержки, а этим Михалковым-Бондарчукам все бюджетные денежки подавай. Это все, конечно, здорово. Остается только порадоваться за давно вышедшую за пределы Голливуда мировую индустрию, с которой мы так и норовим сравнить нашего кинопроизводителя. Факты таковы, что без государственного плеча сегодня никто не снимет ни военное кино, ни «Стиляг», ни «Метро». Собственно, только бюджетные вливания позволяют продюсерам идти на неизбежные риски, которые ждут их во время проката. Голливудский киногигант может позволить себе провальный фильм за пару сотен миллионов долларов. В нашем случае это заоблачные бюджеты, размышлять о которых, по крайней мере сегодня, решительно бессмысленно.
С прокатом тоже далеко не радужная ситуация. Судите сами, к ноябрю 2014 года на широкие экраны (и речь здесь идет вовсе не о тысячах кинотеатров по стране) вышло меньше половины картин, которые Фонд кино поддержал годом ранее. В реальности это означает, что больше 50 процентов от нескольких миллиардов рублей потрачены пока неизвестно на что: возвращать 40 процентов кинокомпания должна после проката, а тут свет погас, все разошлись, картина легла на полку. Лежание там, что характерно, еще никому не принесло пользы. Кино редко обладает винными свойствами хорошеть в пыльном подвале, и если в прошлом веке оно попадало туда по идеологическим причинам, теперь мы имеем мотивы куда более приземленные и хрустящие, но по большому счету разницы никакой.
Прокатчик отвечает, что за исключением нескольких фильмов в году, которые можно пересчитать по пальцам, начав с «Горько 2», на это самое наше кино все равно никто не ходит, ведь в соседнем зале «Мстители» спасают планету, а Лиам Нисон избивает плохих парней. Эта позиция ясна, как июньское утро, однако для того, чтобы помочь отечественной индустрии встать на ноги, нужно всеобщее участие. И зрителей, кстати, это тоже касается. Наш зритель, выбирающий исключительно Голливуд, наше же кино отвергает по хорошо известному принципу «не читал, но порицаю». Ответ он получает ровно в таком же звучании. Получается разброд, упорядочить который пытаются то одни, то другие уже много лет.
Новый, 2015 год по обещаниям властей (если они не отвлекутся на более насущные дела) должен привнести одно важное новшество, которое, кстати, еще неизвестно как заработает. Государство попробует заставить прокатчиков не ставить в один забег голливудские блокбастеры с заведомо высокой посещаемостью и наши фильмы. Таким образом деньги зрителей попробуют распределить хотя бы немного равномернее. Владельцы кинотеатров, конечно, от таких мер не в восторге, но хочется им заметить, что не так давно в воздухе тревожно витала идея вообще ввести обязательное процентное соотношение нашего и не нашего на экранах. По крайней мере при том подходе, который запланировал Минкульт, прокатчику дается возможность вести дискуссию и выбирать.
Еще немного цифр. В 2013 году на экраны вышло всего 77 российских фильмов, которые собрали 8,131 миллиарда рублей. На долю картин, поддержанных Фондом кино, пришлось 6,798 миллиарда рублей из этой суммы. При этом общие кассовые сборы российских кинотеатров с учетом иностранных фильмов достигли 44,726 миллиарда рублей, то есть на российское кино пришлось 18,4 %. Таким образом, рассуждать что о самостоятельности нашего кинематографа, что о равной конкуренции с зарубежным производителем — ну рассуждайте, кому хочется.
При этом это не мы такие одни на свете нищеброды. Государственная поддержка кинематографа хорошо развита, к примеру, в европейских странах, в той же Франции, которой по традиции удается запустить ряд фильмов в мировой прокат каждый год. Киноотрасль любой страны (за исключением разве что Индии с ее Болливудом) на фоне Фабрики грез нуждается в подпорках, и государство вынуждено эти подпорки доставать из казны. В Европе, кстати, одним из главных инструментов господдержки кино является телевидение. Они не конкурируют, а работают в мощной связке, чему стоит поучиться и нам.
Перечислять фильмы, которые возможно, так никогда и не выйдут на экраны, а следом не попадут и на телеканалы, не хочется. Перед Новым годом совершенно нет желания выступать в роли дурного вестника. Тем не менее мы еще вспомним 2014 год с его давно невиданными фестивальными успехами и попытками показывать разнообразное кино, а не штамповать пошлые комедии с парнями из КВН и Comedy Club попеременно. И хорошо, что вспомним.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии