Музыка уральского композитора Андрея Бызова, написанная по мотивам рассказов Джека Лондона, — не единственная экзотика в репертуаре «Карусели». На народных инструментах можно сделать все: и трещать, и гудеть, и издавать самые экзотические звуки, — убежден художественный руководитель ансамбля, аранжировщик, заслуженный работник культуры РФ Виктор Гора. Он берет самые разные композиции и пишет партитуры для трио, зная возможности своих музыкантов.
«Карусель» сегодня хорошо знают в области и за ее пределами. Ее история началась 15 лет назад — именно в 2000-м году состоялся первый концерт. Решение создать профессиональный коллектив пришло в декабре 1999 года. Виктор Иосифович Гора после долгих лет педагогической деятельности на тот момент работал методистом в областном Доме народного творчества и изнывал от бумажной работы. Его дочь Ульяна Шальнева и ее друзья-музыканты Михаил Косицын и Владимир Сердюк пытались что-то играть на слух и просили его написать для них аранжировки.
— И я тогда подумал: а почему бы не создать из них профессиональный коллектив? — вспоминает сегодня Виктор Иосифович. — Директор АОДНТ меня поддержал. Через четыре месяца мы уже заиграли. Я начал расписывать популярную музыку для нашего ансамбля. Первой пьесой, которую мы исполняли, была «Карусель» немецкого композитора Фоссена. Это название будто приклеилось к нам, а пьеса Фоссена так и остается у нас в репертуаре, мы ее не меньше тысячи раз сыграли, это точно.
За первый год работы музыканты «Карусели» дали 30 концертов, сегодня для них норма — 150 концертов в год, в том числе один-два сольных. С 2001 года ансамбль работает в составе Амурской областной филармонии.
— Если говорить о моей ранней работе, я много проработал с детьми. Начинал свою творческую карьеру в Хабаровске, у меня был детский оркестр клуба гражданской авиации, — вспоминает Виктор Иосифович. — Потом 15 лет работал в музыкальной школе Белогорска. У меня был прекрасный оркестр, лучший не только в области, но и в России. Потом 13 лет отдал детской музыкальной школе областного центра, работал в Благовещенском музучилище — и везде создавал музыкальные коллективы. У меня всегда была тяга сделать хорошо, и у меня это получалось — без ложной скромности. И по большей части вся моя работа была связана с пропагандой русской народной музыки.
Юбилейный концерт «Карусели» в честь 15-летия ансамбля состоится в областной филармонии. Программу «Юбилениум» коллектив представит 23 января, начало в 18.30.
За эти годы в обществе сложился стереотип, что если на сцене народные инструменты — то непременно зазвучит «Светит месяц». Поэтому, когда появилась «Карусель», Виктор Гора сказал себе: будем меняться, будем удивлять. Пусть в репертуаре звучат классика, эстрада, джаз. И «Карусель» заиграла танго аргентинского композитора Пьяццолы, переиграла всего Вивальди и даже взяла в репертуар музыкальную пьесу Чарли Чаплина из кинофильма «Король в Нью-Йорке».
— Оказывается, Чарли Чаплин и композитор был неплохой. У нас этот фильм, наверное, никто и не видел никогда, а музыка звучит, — улыбается Виктор Иосифович.
Самое сложное, говорят музыканты — это найти ноты. Сегодня музыкальных сборников издается мало. Что-то хранится еще с 1960-х годов в личной библиотеке руководителя «Карусели», что-то удается купить во время поездок в культурные столицы. А ноты, например, «Парижского каскада», композитор Евгений Дога лично привез в Благовещенск, когда приезжал на «Амурскую осень». Передал их местным музыкантам, и через несколько рук ноты дошли до «Карусели».
2014 год стал для «Карусели» триумфальным — ансамбль стал лауреатом I степени на международном фестивале оркестров и ансамблей русских народных инструментов «Поющие струны России» в Анапе. В конкурсе участвовали больше 30 профессиональных коллективов, «Карусель» уступила Гран-при лишь крымскому оркестру «Садко».
— За 15 лет это было наше первое участие в серьезном конкурсе, — признается Виктор Иосифович. — Я конкурсный человек, мои коллективы всегда брали призовые места. Но с «Каруселью» я не торопился — для меня был бы удар, если бы они не стали первыми. Поэтому мы долго шли к конкурсу, и когда почувствовали, что время пришло, — показали себя достойно.
Поездка в Анапу стала для коллектива отдушиной — за несколько конкурсных дней музыканты прослушали столько инструментальной музыки, сколько дома ее не слышали за 15 лет. А Виктора Иосифовича по-настоящему огорчает сегодняшняя невостребованность народных инструментов.
— Я писал книгу, долго сидел в архивах, и выяснил, что в 1920-30-е годы только в Благовещенске было 27 оркестров народных инструментов, — делится Виктор Гора. — Представляете, какой огромный интерес был к музыке! А сегодня мы единственный профессиональный коллектив народных инструментов в городе.
«Карусель» подготовила более десятка детских программ для школьников и детсадовцев, Виктор Гора переписал для трио детский альбом Чайковского для фортепиано. И очень удивляется, что детсады отказываются это слушать. «В программах дошкольного образования Чайковский есть, но нам говорят, что дети не воспримут», — огорчается музыкант.
«Мы поняли, что Ким Чен Ир разбирается в музыке»
В августе 2011 года во время своего визита в Россию лидер КНДР Ким Чен Ир приезжал на Бурейскую ГЭС. Для участия в культурной программе в Новобурейский пригласили «Карусель».
— Нам сказали, что мы будем исполнять в концерте четыре произведения, — рассказывают музыканты. — А вечером нам сообщают: будете играть полтора часа. А у нас с собой ноты только на четыре пьесы.
На машине министра культуры музыканты рванули в Благовещенск за нотами, обернулись туда-обратно за пять часов. На следующий день состоялась встреча Ким Чен Ира с руководством ДФО и Амурской области. Официальные лица обедали и беседовали, а «Карусель» создавала приятную атмосферу.
— Это было ответственно, — вспоминают музыканты. — И как оказалось, Ким Чен Ир хорошо разбирался в музыке. Мы целое лето не играли, только что вернулись из отпусков. Мы не успели повторить произведения — не думали, что придется их исполнять. Во время исполнения Вивальди баянист слегка ошибся — и в этот момент Ким Чен Ир недоуменно посмотрел на нас — и мы поняли, что он прекрасно знает эту музыку.
У каждого инструмента — свой характер
Ульяна Шальнева:
— Домра — инструмент с красивым ярким звуком, может вести свою тему. Это солирующий инструмент, как первая скрипка, даже в оркестре он редко выполняет функцию аккомпанемента.
Михаил Косицын:
— Баян — это маленький оркестр в руках одного человека. Это единственный инструмент, на котором можно сыграть любую мелодию, а также раскрасить разнообразными штрихами любое произведение.
Владимир Сердюк:
— Контрабас — это фундамент, на который ложится музыка. Ударных в нашем трио нет, поэтому контрабас еще держит ритм. Так как нас мало, иногда мне приходится исполнять на контрабасе те партии, которые мог бы играть альт.
МНЕНИЕ
Ольга Смирнова, директор Амурской областной филармонии:
— Ансамбль народных инструментов «Карусель» — это, действительно, уникальное творческое явление современной Амурской области.
Это гордость филармонии, это коллектив, который достойно представляет правительство области в значимых проектах международного уровня. Будь то встреча с первыми лицами других государств или, например, презентация проектов Приамурья на международных ярмарках в Пекине, Харбине, Цицикаре. А еще — это коллектив очень талантливых и преданных своему делу профессионалов. И не важно, где они дают концерт, в зале на 1000 человек или в детском саду села Овсянка Зейского района, это всегда самоотдача на 100 процентов и высокое профессиональное мастерство.
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ:
Неспешные прогулки. Куралесы «Карусели»
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии