Экспорт продовольствия и сельхозсырья из Амурской области в Китай в январе этого года вырос в 127 раз по сравнению с тем же месяцем прошлого года. На грузовом направлении Благовещенской таможни в КНР за месяц отправили почти 11 тысяч тонн продовольствия и сои. В прошлом году это были всего 85 тонн. Резкое снижение курса рубля по отношению к другим валютам поменяло местами на рынке Россию и Китай. И бизнесмены с обеих сторон, почуяв перемену конъюнктуры, вместо того чтобы покупать китайское, начали продавать российское. 

Одними из первых рост спроса на отечественные продукты у китайских граждан заметили сотрудники Благовещенской таможни. Еще в середине прошлого года, когда доллар стоил привычные для россиян 34 рубля, через пассажирское направление хлынул поток гостей из КНР, целыми коробками вывозящих для личных нужд десятки килограммов продуктов. Их количество росло так стремительно, что для этой категории пришлось выделить отдельный «коридор» и команду таможенников и пограничников.

Чтобы продвигать амурский мед китайским покупателям прямо в здании пункта пропуска Благовещенск-Хэйхэ в начале февраля открылся киоск от магазина «Пчелка». 

— Мы начали оформлять их отдельно, чтобы они своими грузами не мешали другим пассажирам. И для себя начали вести статистику: какие товары, и в каких объемах они вывозят. Это в основном продовольственные товары, детское питание, сигареты, алкоголь. И объемы постоянно растут — если летом прошлого года вывоз доходил до 1 — 1,5 тонны продуктов в день, то сейчас это уже 8—9 тонн в день. Таких объемов никогда не было, — комментирует начальник Благовещенской таможни Михаил Сорокин. — В России нет ограничений на вывоз товаров — ни по их весу, ни по стоимости. Поэтому мы не препятствуем гражданам КНР, вывозящим продукты для личных нужд, пусть и в достаточно больших объемах. 

Экспорт растет по всему ДФО

Скачок курса валют неожиданно сделал китайских покупателей в два раза богаче, и стал катализатором их продовольственных «аппетитов». Около двух месяцев назад за границу, через Амур, поехали уже не коробки, а фуры, груженные продовольствием отечественного производства. Приамурье впервые начало массово экспортировать продукты в Китай. С начала года по состоянию на 10 февраля через грузовое направление пунктов пропуска в Благовещенске и Поярково в КНР отправили более 24 тысяч тонн продовольствия. Самую большую долю в этом объеме занимают соя (19,6 тысячи тонн) и пшеница (2,8 тысячи тонн). Большим спросом пользуются соевое масло (890 тонн), подсолнечное масло (153 тонн), шоколад и батончики (214 тонн), мука (155 тонн).

— На протяжении многих лет и до середины прошлого года экспорт из Амурской области носил сырьевой характер. На вывоз из региона шли уголь, нефть, электричество, лес. До конца прошлого года экспорта продуктов попросту не существовало — были единичные поставки, которые непоказательны для общей картины. В экспорте этой категории товаров фигурировала раньше только соя, но объемы ее поставок были значительно меньше, — поясняет Михаил Владимирович. — Так сложилось потому, что такова экономическая политика КНР, которая стоит на позициях собственного производства. Закупка товаров из—за рубежа там не приветствуется. Еще недавно лишь две—три китайских компании имели разрешение на ввоз импортной сои в ограниченных объемах. Но сейчас, видимо, брешь пробита. Интерес к российским продуктам такой, что из Хэйхэ и Сюнькэ их поставляют уже в другие провинции, а также в Харбин и Пекин.

Экспорт продуктов питания в Китай активизировался и в других пограничных регионах Дальнего Востока — в Приморье, Хабаровском крае и ЕАО.

Нация меняет вкусы

Как отмечает директор Института Конфуция БГПУ Николай Кухаренко, российские продукты граждане Китая закупали и раньше — везли на родину повсеместно известный в Поднебесной шоколад «Аленка», амурский мед, детское питание и йогурты. Благовещенские супермаркеты всегда были традиционным пунктом в программе поездок китайских туристов в Приамурье. Несколько лет назад одна из крупных благовещенских торговых сетей даже поместила на своих магазинах рядом с вывеской на русском языке — вывеску на китайском с надписью «супермаркет». Как считает Николай Владимирович, повышенный спрос на товары из России у граждан КНР сохранится, пока их продажа будет выгодной. Но когда российские продукты существенно подорожают, а такая тенденция уже наметилась, спрос на них в Китае, вероятно, снизится.

Если летом прошлого года вывоз доходил до 1 — 1,5 тонны продуктов в день, то сейчас это уже 8—9 тонн в день. Таких объемов никогда не было!

По словам переводчика с китайского языка Виталия Бочкарева, много лет работающего с китайскими туристами и предпринимателями, в Поднебесной ценят российские продукты за их качество и натуральность.

— В последние годы благосостояние китайцев растет. Более разнообразным и качественным становится питание. Сейчас все больше жителей Китая стараются следить за своим здоровьем, покупать экологически—чистые продукты. У нации меняются вкусы. Еще 20 лет назад в китайских магазинах не было «молочки», а в 50-е годы молоко и вовсе продавалось в аптеках — его назначали в гомеопатических дозах больным и ослабленным людям. Сейчас в Китае производится весь комплекс молочной продукции — от молока до йогуртов, — говорит эксперт. — В связи с ростом уровня жизни все больше граждан Китая могут себе позволить более дорогие продукты, такие как качественный шоколад, дорогой алкоголь. В связи с этим растет спрос на российское продовольствие — более дорогое по сравнению с китайским, но и более качественное. Продукты своего производства в Китае не жалуют.

Вывози амурское

В общем объеме вывозимой в Поднебесную еды не так велика доля именно амурской продукции. Активно вывозят лишь амурское соевое масло и мед. В общем объеме шоколада и конфет, отправленных на экспорт, доля продукции кондитерской фабрики «Зея» незначительна. Начинает пользоваться спросом мороженое благовещенского «Хладокомбината», но все же, основной объем экспорта пришелся на холодное лакомство, произведенное в Новосибирске.

На протяжении последних лет амурские производители не раз пытались наладить связи с китайскими потребителями, заинтересованными в качественных продуктах. Благовещенский молочный комбинат планировал открыть в Хэйхэ свой магазин, но идея не воплотилась, несмотря на то, что в Китае очень ценят амурскую «молочку». Несколько лет назад правительство региона вышло с инициативой открыть в Хэйхэ павильон с амурскими товарами, но договориться с представителями КНР так и не удалось. По словам предпринимателей, они встречают противодействие с китайской стороны на разных уровнях. До сих пор практически ни одно из перерабатывающих предприятий области не поставляло свой товар в Китай напрямую.

В этом году ситуация начала меняться. Так ООО «Амурагроцентр» заключило прямой контракт с китайскими партнерами на поставку соевого масла.

— Наше масло и раньше было на прилавках китайских магазинов в Харбине, Пекине, Даляне, Хэйхэ. Но его вывозили из Приамурья челноки в сумках. Сейчас есть прямой контракт на поставку. Но это не значит, что масло пропадет из амурских магазинов — объемы его продажи через розницу не уменьшились, — подчеркнул директор ООО «Амурагроцентр» Александр Сарапкин. — Мы не увеличили общие объемы производства, но увеличили объем масла, которое мы рафинируем. До этого мы продавали большой объем масла в нерафинированном виде в качестве сырья в Сибирь. Теперь мы меньше отгружаем в Новосибирск, а наша линия рафинации масла полностью загружена. Мы производим больше продукции в бутылках, и это нам выгодно. Но прогноз на будущее я бы не стал делать. Ситуация сложилась так из-за конъюнктуры на рынке — завтра она может измениться.

Мороженое через посредников

Но многие амурские продукты по-прежнему вывозятся через посредников — как российских, так и китайских.

- Выйти на китайский рынок — сложно, много трудностей с оформлением товара. В декабре прошлого года на нас вышли российские посредники, у которых наработан опыт международных поставок. Они закупили несколько крупных партий мороженого, и переправили их в Китай. В этом году также были поставки. Пока ситуация складывается так, что наши цены привлекательны для китайского потребителя, и наше мороженое — выгодный импортный продукт. В Китае тоже производят мороженое, но это скорее замороженные десерты — они не такие молочные на вкус, — рассказала начальник отдела маркетинга ОАО «Хладокомбинат» Наталья Казимирова.

В Хэйхэ открывают магазины с российскими продуктами  

Оправдывая звание одной из самых предприимчивых наций, жители Поднебесной сразу почувствовали перемену рыночной конъюнктуры. Сейчас многие из них налаживают бизнес по поставке и продаже в Китае российских продуктов. Так недавно небольшой магазинчик с российскими товарами открыла в Хэйхэ вместе с семьей одна из преподавательниц китайского языка благовещенского Института Конфуция. Раньше ее семья вела торговлю китайскими телефонами в Благовещенске, но после того, как это перестало быть выгодным, семейный бизнес переориентировали. Помимо продовольствия сейчас в Китай активно и в большом количестве везут шубы, золотые изделия, сувениры и парфюмерию.

Возрастная категория материалов: 18+