Трехмерное измерение

Из иллюминатора вертолета хорошо видно, как непроходимая прежде тайга Чаянды поделена просеками на четкие ровные квадраты, по которым  тянутся тоненькие нити проводов.

Это уникальное нефтегазоконденсатное месторождение по своим запасам нефти и газа — самое крупное в Якутии.  Оно было открыто еще в 70-х годах прошлого века и долгое время являлось неприкосновенным запасом сибирской  сокровищницы. В новом веке началась и новая страница в истории освоения Чаянды. Как яркая иллюстрация произошедших перемен — рабочий поселок сейсморазведочной партии № 22 со всей необходимой инфраструктурой: жилым фондом, магазином, пекарней, столовой и баней. С высоты птичьего полета стоянка  геологов кажется игрушкой на ладони тайги.

Здесь, в условиях вечной мерзлоты, впервые в истории России «Газпром геологоразведка» применила высокотехнологичный поисковый метод — широкоазимутальную сейсморазведку 3D —  с высокой точностью позволяющий  определять места  и характер залегания углеводородов.

5800

квадратных километров — общая площадь проведения сейсморазведочных работ на Чаяндинском лицензионном участке

Принцип  сейсморазведки  основан на регистрации акустических отражений. В снег  устанавливаются специальные высокочувствительные датчики-сейсмоприемники. Затем искусственно создаются сейсмические волны, которые проходят сквозь земную толщу и, отражаясь от горных пород, регистрируются датчиками на поверхности. Благодаря такой «встряске»  можно определить, что находится в недрах на глубине более трех тысяч метров. При широкоазимутальной 3D-разведке источники и датчики размещаются на всей площади исследуемого участка. Такая высокая плотность значительно повышает информативность и надежность проводимых исследований.

— Чаяндинское НГКМ имеет очень сложное геологическое строение, — вводит журналистов в курс дела начальник отдела по организации геофизических работ и исследований ООО «Газпром геологоразведка» Александр Погрецкий. — Здесь суровый климат, болотистая местность, вечная мерзлота. Широкоазимутальноя сейсморазведка — уникальный проект, который не имеет аналогов в России. По окончании всех работ мы получим геолого-геофизическую модель месторождения в 3D-формате. Такие изыскания дадут более полную картину его потенциальной продуктивности.

Квантовый скачок

Общая площадь проведения сейсморазведочных работ на Чаяндинском лицензионном участке составляет 5800 квадратных километров. К исследованиям привлечены три полевые партии — это порядка 800 человек. Используется современное оборудование — от высокочувствительной техники до тяжелых гусеничных транспортеров. Тайгу по всему периметру опутали 54 000 каналов сейсморегистрирующего оборудования. «Только за 2014 год на объекте было исследовано почти 2000 километров, — уточняет Александр Погрецкий. — Для сравнения: средняя производительность одной сейсморазведочной партии в России — 300 километров в год. И такой масштабной сейсморазведки, какая сейчас развернута на Чаянде, еще в России не проводилось,   раньше на выполнение сопоставимого объема работ требовалось лет двадцать».   Такой «квантовый скачок» объясняется просто. В современных реалиях — другие задачи, другая техника, другие бытовые условия. Последние, можно сказать, максимально приближены к  таежному комфорту. Посреди леса — жилые благоустроенные вагоны-дома, рассчитанные на восемь человек.

— Еще лет десять назад вахтовики жили в деревянных строительных вагончиках с печкой-буржуйкой, — рассказывает завскладом Любовь Макарова. — Сейчас в домах есть свет, вода, стоят электрочайники и микроволновки. Мы всех работников обеспечиваем спецодеждой: от бушлатов до защитных очков. Выдаем лыжи и прочий необходимый инвентарь.

Разведка полем

Несмотря на сильный мороз, полевой отряд расчищает таежную территорию от снега. Затем идет гусеничный тягач, бригада геологов тянет разноцветные кабели, вкапывает в снег чувствительные сейсмоприемники. Если бы не синяя спецодежда, то геологоразведка Чаянды напоминала бы военные учения.

 Кстати, за специфические цвет и форму вахтовики называют сейсмоприемники «морковками». Однако сажать эту «культуру» надо с умом и на определенном расстоянии.

— Вот сейчас я рою в снегу лунку, — объясняет полевую науку рабочий Рамиль Рязанов. — Затем в нее устанавливаю 12 «морковок». Прикапываю снегом, чтоб плотнее зафиксировать приборы. Это нужно еще и для того, чтобы нашим измерениям не мешал ветер. Отсюда приборы посылают особый сигнал  и необходимую информацию на единый регистрирующий центр. Через пятьдесят метров сделаю еще одну лунку, и так по всему расстоянию. В день мне приходится расставлять по 140 сейсмоприемников. Затем через неделю их выкапываем и пересаживаем в другое место. Таким образом, обследуется весь периметр. Дальше в бой вступает «тяжелая артиллерия»: по только что проложенной ГТТ дороге пошли три огромные машины, оснащенные вибрационной установкой Nomad 65. Земля в буквальном смысле дрожит и вибрирует. И даже толстая снежная шуба не может скрыть эту дрожь земли.

— Машины останавливаются каждые полсотни  метров и посылают вибротолчки в землю, — уточняет начальник сейсмотряда Сурхай Апаев. —  Волна отражается от границ глубинных пород и регистрируется на поверхности земли.

Сурхай — ветеран геологоразведки, в профессии более тридцати лет.  До Чаянды работал в Казахстане, Ямало-Ненецком округе, Восточной Сибири и Анголе. Сейчас у него  в подчинении 123 человека, рядом с отцом трудятся два сына. Такая вот полевая династия.

Кардиограмма земли

В день только бригада Апаева устанавливает 2000 сейсмоприемников.  Информационный импульс со всех установленных в тайге приборов поступает на передвижную сейсморазведочную станцию. Это сердце процесса сейсморазведки.  Одновременно станция может регистрировать более 50 тысяч каналов активной расстановки. Каждый  из них тоненькой ниточкой отражается на мониторах.

2018

год — отправная точка эксплуатации Чаяндинского НГКМ. Месторождение станет источником для газотранспортной системы «Сила Сибири»

Управляет сейсморегистрирующим комплексом геофизик-оператор Ренат Хафизов. «Я слежу, записываю  данные, затем отправляю их на дальнейшую обработку, —  рассказывает Ренат. — Работа оператора, пожалуй, самая ответственная во всей партии. Бывает, что какой-то из каналов на экране пропадает, ведь датчики реагируют не только на ветер, показатели может исказить малейшее движение любого лесного жителя.  Звери пробуют на «зуб» сейсморазведочные кабели, порой перегрызая их и обрывая связь с «морковками». В этот квадрат для установления связи немедленно посылается бригада».

Сегодня на Чаянде круглые сутки, без праздников и выходных, идет процесс сканирования хорошо запрятанных природой углеводородных запасов. Но в конце марта все сейсморазведочные работы на Чаянде будут завершены, а полученная информация поступит в дальнейшую обработку.

Отдельно

Истоки  «Силы Сибири»

В 2015 году на месторождении планируется построить 7 разведочных скважин, пробурить более 15 тысяч метров горных пород. На этом  комплекс геолого-разведочных работ, начатый Газпромом еще  в 2009 году, будет завершен.

Добычу газа на Чаяндинском НГКМ планируют начать в 2018 году. В течение нескольких лет это месторождение выйдет на проектную мощность — 25 млрд. куб. м газа в год. Это больше годового потребления газа любым из регионов России.

Благодаря своим огромным запасам газа и мощному добычному потенциалу, Чаяндинское НГКМ сыграет одну из ключевых ролей в масштабной газификации регионов Дальнего Востока и организации поставок газа в Китай. Месторождение станет источником для газотранспортной системы «Сила Сибири», и чаяндинский газ будет поступать на Амурский газоперерабатывающий завод в Свободном, первая очередь которого заработает в 2018 году. Здесь из газа для дальнейшей переработки будут выделяться этан и гелий.

Возрастная категория материалов: 18+