Каждый день бригада Александра Морозова укладывает в среднем 150 метров пути. На первый взгляд это небольшая цифра, но если посчитать, сколько в этих метрах железобетонных шпал, то сразу представляется масштаб работ. Под рельсы длиной 25 метров требуется от 46 шпал на прямом участке и до 50 шпал на кривом. Таким образом, получается, что за смену необходимо уложить до трехсот шпал.   

— Мы работали с деревянными и железобетонными шпалами. И хотя деревянная шпала легче, работать с ней тяжелее. Для железобетона есть специальные механизмы, которые значительно облегчают труд, — рассказывает бригадир монтеров пути Александр Морозов. — И, конечно, он прослужит гораздо больше, лет 50 — это точно.

Укладку шпал монтеры пути прерывают, только когда по рации передают о приближающемся поезде. В среднем в час на этом пока однопутном участке проходит по одному составу. Увеличить движение не позволяет длинный перегон между станциями Штурм и Муртыгит. Новый разъезд имени Мохортова позволит поднять пропускную способность Малого БАМа.

— Мы уже уложили рельсошпальную решетку на новом пути и теперь будем ждать тепла, чтобы смонтировать стрелочные переводы и сделать врезку в действующий путь, — продолжает Александр Морозов.

300

шпал необходимо уложить рабочим за одну смену

Бригада по укладке верхнего строения пути при «Бамстроймеханизации» была создана в январе 2014 года, а первым объектом стал разъезд Хумма в Хабаровском крае. Необходимость в бригаде возникла, когда началась активная реконструкция станций и разъездов. Как подчеркивает руководство, производить укладку ВСП собственными силами гораздо удобнее — меньше зависимости от подрядчиков, которые, бывает, подводят.

— При сборке пути используются специальные приспособления и механизмы, это новые разработки механизированных ключей, рельсорезных и рельсосверлильных станков, но в путевом хозяйстве не обойтись без привычных ломов лопат и костыльных молотков,— объясняет заместитель директора Хабаровского представительства ПАО «Бамстроймеханизация» Илья Глущенко. — В основном работы по сборке рельсошпальной решетки производятся раздельным способом, то есть когда укладываются последовательно шпалы, затем рельсы и балласт. Также освоен процесс укладки стрелочных переводов блоками механизированным способом.

Прежде чем пустить движение по новому пути на разъезде имени Мохортова, нужно будет уложить балласт и выправить его в соответствии с проектными отметками. После переключения движения начнется реконструкция старого пути. Она предусматривает смену верхнего слоя земполотна и устройство охлаждающей бермы. Эта технология позволит защитить железную дорогу от капризов вечной мерзлоты в виде просадок пути.

 На разъезде уже установлены новые опоры для высоковольтной линии и переключена на них система электроснабжения. С наступлением тепла будет перенесена ВОЛС. То есть большая часть работ по строительству разъезда уже выполнена.

 Мехколонна «БСМ» еще прошлой весной выполнила основной объем работ по отсыпке земполотна для нового пути. Для этого потребовалось более 170 тысяч кубометров грунта.  Сейчас механизаторы занимаются реконструкцией притрассовой автодороги, прилегающей к разъезду имени Мохортова.

— Мы восстанавливаем дорогу, которую использовали для перевозки грунта из карьера на строительство разъезда. Раньше это было узкое, с трудом проходимое направление. Теперь мы ее расширяем, укрепляем откосы, — говорит главный инженер подразделения «Бамстроймеханизации» Валерий Жеребецкий. — Дорогой будут пользоваться путейцы, связисты, жители поселка Муртыгит.

МНЕНИЕ

Тамара Лысакова, глава Тындинского района:

— Развитие БАМа — это прежде всего новые рабочие места и дополнительные налоговые поступления. А строящиеся разъезды и вторые пути, безусловно, потребуют новых кадровых ресурсов для обслуживания инфраструктуры. Поэтому, конечно, мы ждем разворота работ на железной дороге. Для Тындинского района ОАО «РЖД» — градообразующее предприятие, и мы заинтересованы в новых железнодорожных проектах на нашей территории.