• «Поймай меня, если сможешь»
  • «Одиннадцать друзей Оушена»
  • «Сердцеедки»
  • «Афера»
  • «Виртуозы»

«ПОЙМАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ»

История о том, как Том Хэнкс в роли агента ФБР гоняется за Леонардо Ди Каприо в роли подающего надежды мошенника, представляет собой вполне каноническое голливудское кино, хотя и построенное с нарушением многих правил именно этого жанра. Впрочем, это все неважно, когда речь идет о картине Стивена Спилберга, которая с легкостью выдерживает гораздо более одного просмотра. Дебютная авантюрная комедия-драма удается знаменитому режиссеру не хуже, чем традиционные для него направления, да и главную «фишку» он бережно сохраняет: зритель находит множество причин для сочувствия уголовному преступнику, зарабатывающему миллионы самыми что ни на есть нечестными методами. Этому способствует и жалостливая история о бедности, и форма летчика на плечах 28-летнего Ди Каприо, и великолепная игра Хэнкса, олицетворяющего правосудие.

Картина получила всего две номинации на «Оскар», но в 2003 году список претендентов был таким впечатляющим, что ее создателям грех обижаться. Мошенник Фрэнк Эбигнейл-младший является олицетворением мечтаний многих и многих людей: ему с легкостью и изяществом удается опустошать кошельки, а зрителю нравится думать, что эти кошельки достойны совершаемых на них набегов. Агент ФБР Хэнрэтти долгое время воспринимается как досадная и не очень ловкая помеха на пути юного авантюриста к статусу Робина Гуда, так что в конце, когда аудитория внезапно обнаруживает, что влюблена и в этого персонажа, она обычно удивлена. Подкупают и реально существующие люди и события, на основе которых был написан сценарий. В дураках Фрэнк оставляет многих, включая самого себя, события развиваются со скоростью японской электрички, а Кристофер Уокен играет полную драматизма роль, достойную аплодисментов.

«ОДИННАДЦАТЬ ДРУЗЕЙ ОУШЕНА»

Ну и далее по списку. Начав смотреть франшизу Стивена Содерберга, обычно хочется остановиться не раньше чем на финальных титрах «Тринадцати друзей». При этом первоисточник 1960 года (с Фрэнком Синатрой!) постепенно стирается из людской памяти, хотя и сохраняет стабильно высокий рейтинг среди ценителей кино. Современные фильмы о Дэнни Оушене и его многочисленных друзьях, в именах и назначении которых зритель обычно путается, но не особо по этому поводу злится, прочно закрепились в обойме картин, которые постоянно повторяют на телеканалах. Отличительные черты Содерберга — умение собрать в одном месте дорогущих звезд, в том числе на миниатюрных, но запоминающихся ролях, а также талант не углубляться в пафос и подробности, преимущественно развлекая зрителя.

Заметим, что в данном случае в роли дураков, вздумавших тягаться с гениальным аферистом-грабителем и его товарищами, выступают также весьма неприятные личности, купающиеся в деньгах. Зритель обеими руками за то, чтобы в этих деньгах уже через полчаса купались обаятельные ребята из команды Оушена, которые, надо сказать, знают толк в тратах. И потому к началу следующей серии всякий раз снова нуждаются в паре-другой миллионов. Каждому. Вероятно, этому способствуют красивые женщины, которые, впрочем, достаются только самому Оушену и его самовлюбленному другу-негодяю, имя которого мы забыли, а что его играет Брэд Питт — нет. В целом же трилогия, повествующая о вещах важных и насущных (друзьям надо помогать, счастьем нужно делиться, тюрьмы следует избегать), смотрится очень легко и весело, подобно мерцанию наружной рекламы в Лас-Вегасе.

«СЕРДЦЕЕДКИ»

Фильм Дэвида Миркина образца 2001 года выглядит, как произведение масскульта для девочек, однако таковым не является. Женская составляющая аудитории, конечно, выражает больше восторгов по этому поводу — понятное дело, ведь здесь повсеместно наказывают за кобелизм как разновидность шовинизма, да и появление чистой и большой любви на весьма удобренной цинизмом почве располагает к себе. Тем не менее картина пользуется спросом и в противоположном лагере, будучи смешной и добротно сделанной. Рэй Лиотта и Джин Хэкмен во многом этому способствуют, хотя львиная доля экранного времени отдана все же Дженнифер Лав Хьюитт и Сигурни Уивер, которую зрителю редко преподносят в столь сексуальном облике. Что характерно, сюжету, построенному на довольно низменных инстинктах, удается не утонуть в пошлости. А кто здесь дураки —  к сожалению, заранее понятно.

«АФЕРА»

Эта история, рассказанная режиссером сериала «Карточный домик» Джеймсом Фоули, постоянно рискует запутаться в жанрах, но тем не менее не лишена необходимого для кино о мошенниках обаяния. Хотя бы поэтому возникает недоумение насчет ее прокатного провала. Эдвард Бёрнс и Рейчел Вайс в компании Дастина Хоффмана разыгрывают не самую реалистичную, но увлекательную комбинацию с отсылками к лучшим фильмам Гая Ричи. Здесь, конечно, гораздо меньше авантюрного юмора, нежели в классических фильмах о мошенниках, и трагизма хватает, но от этого картина не становится менее любопытной. К тому же она напоминает зрителю о том, что не все с пониманием относятся к тому, что их хотят выставить дураками, и в обычном мире, не связанном с мафией и миллионами, это правило тоже работает.

«ВИРТУОЗЫ»

Выдержавший восемь сезонов британский сериал Hustle достоин оказаться в этой компании полнометражных фильмов, потому что является своеобразной одой человеческой глупости и жадности. Именно эти аспекты существования homo sapiens дают почву для действия главных героев сериала, которым по ходу дела свойственно меняться, чего не скажешь об основной идее. Нет, британские мошенники в ходе подготовки к очередному масштабному трюку не гнушаются добычей расходных средств путем обмана совершенно незнакомых людей, однако всерьез обрабатывают исключительно гнусных и хорошо обеспеченных сограждан. Иногда даже не в свою пользу, хотя нуждаться в деньгах эти ребята по умолчанию не обучены. В героях полно того восхитительного хамства, с которым положено обводить вокруг пальца сильных мира сего, да еще так, чтобы избежать неприятных последствий. В целом сериал снят так, что, начав смотреть его от нечего делать, рискуешь провести бессонную ночь в изучении неисчерпаемого набора этих аферистов.