НА РАСТЕРЗАНИЕ СТУДЕНТАМ
— Александр Николаевич, вы ездили на конференцию без своего робота, но рассказывали там о нем. Какую оценку получила ваша работа?
— Когда мы общались в кулуарах, я рассказал о нем некоторым представителям робототехнического сообщества, мы делились своими наработками. Но я не стремился, чтобы меня оценивали. Цель моей поездки была другой — я хотел увидеть, насколько развита робототехника. А так как конференция была международной, то она отразила сразу и международные, и российские тенденции, и перспективы робототехники.
— Вы давно работаете над Искандерусом?
— Работа началась в конце 2013 года. Весь прошлый год мы его печатали на 3D-принтере, делали механизмы. В этом году продолжаем программировать. Мы планируем вставить в него технологии, которые разрабатываем в нашей лаборатории. Работа над роботом —бесконечный процесс.
— Вы отдали его на растерзание своим студентам, что они делают с роботом?
— Самая главная цель создания Искандеруса — это отдать его студентам. Это платформа для исследований, чтобы студенты на нем практиковались, делали свои дипломные и курсовые работы.
— Чему еще вы хотите научить своего робота?
— Мы хотим довести все механизмы до такой четкости, чтоб можно было гарантировать, что в какой-то момент времени он примет ту позицию, которую нужно. Потом приступим к следующей фазе — начнем учить его брать предметы. Наша студентка работает над дипломным проектом — создает 3D-модель, на ней задает позицию, куда робот должен дотянуться, и с помощью своих манипуляторов-пальцев пытается выполнить задание.
ПРИСУТСТВУЮ В ВИДЕ РОБОТА
— Чем уже могут похвастаться российские и иностранные изобретатели роботов?
— На этой конференции был представлен весь спектр того, что можно придумать в области робототехники. Там были плавающие роботы, роботы, которые умеют ездить, летать, различные антропоморфные механизмы, которые умеют ходить, разговаривать, что-то брать, а также различные реинкарнации. Например, роботы удаленного телеприсутствия. Это такая тумбочка на колесах с головой со встроенными камерами. Наш аспирант как раз с помощью такого робота смог присутствовать на конференции удаленно. Он путешествовал, рассматривал экспонаты выставки.
— Можно ли сказать, что в роботах человек воплощает свою мечту найти себе более сильную, более выносливую, не болеющую замену?
— Здесь как раз есть интересный нюанс. Я очень часто на этой конференции слышал, что разработчики хотят делать машины, которые решат все проблемы человечества. Мне кажется, это несбыточная мечта — сделать машину, которая будет совершеннее человека. Я думаю, надо сделать такого робота, чтобы он был хотя бы как человек.
— Вы верите, что такого робота можно создать?
— Я верю, что можно сделать робота, который будет мыслить, как человек, и только благодаря этому я пытаюсь что-то сделать. Люди, которые были на конференции, тоже в это верят.
— У вас есть прогноз, когда такие роботы появятся?
37
компаний представили своих роботов на третьей международной конференции Skolkovo Robotics International Conference 2015. Разработчики продемонстрировали роботов-промоутеров, квадрокоптеров, роботов-собеседников, домашних роботов-охранников, робомобили и роботов-спасателей
— Прогнозы — неблагодарное дело. Я могу описать нынешнюю ситуацию. На конференции был подписан контракт между инвестором и разработчиком, который создал Промобота. Он умеет общаться, распознает речь, отвечает на вопросы, узнает лица. Его можно использовать в качестве рекламы. Если разобраться, он состоит из отдельных модулей, которые уже кем-то были разработаны. На данный момент это максимум, что можно сделать. Мне в этом не нравится то, что здесь нет комплексного подхода. Для того чтобы машина вела себя интеллектуально, как человек, ее нужно и учить, как человека. Нужно создать такой алгоритм, вложить в ее голову такой механизм, чтобы она могла обучаться на своем опыте. Ситуация на конференции мне напомнила 1980-е годы, когда в Америке зарождались персональные компьютеры. В гаражах сидели гики, которые паяли что-то, обменивались между собой информацией. Они сами и то, что они делали, не были никому интересны. В итоге из этого хаоса начали появляться вещи, которые стали нужны людям. Сейчас мы не можем представить себе жизнь без компьютера.
ПОМОЩНИКИ, А НЕ УБИЙЦЫ
— Во многих фантастических произведениях эксплуатируется сюжет об угрозе искусственного разума человечеству. Между тем мы уже не представляем жизни без машин.
— Роботы будут людям помощниками. Их не надо жестко программировать, их надо обучать на их же опыте. Есть три закона робототехники, сформулированные Айзеком Азимовым: робот не может причинить вред человеку, должен повиноваться приказам, должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому и второму законам. Вся фантастика построена на том, что эти законы перестают работать. Если мы будем обучать машину, то кто сказал, что она не сможет навредить человеку. Возможно, и конфронтация когда-нибудь будет, если машины станут могущественнее человека, если они будут лучше нас ориентироваться в окружающей действительности.
— А что можно считать роботом? Есть множество программируемых бытовых приборов и различных машин, но являются ли они роботами?
— Много споров о том, можно ли, к примеру, считать роботом манипулятор, который на заводе строит машины. Еще нет устоявшейся терминологии. На конференции эти противоречия как раз были видны. Автоматизация рутинных процессов, которыми человек может управлять в удобной форме, — это роботы-помощники. Чтобы человеку было более комфортно, надо так делать эти механизмы, чтобы человек их не замечал. В середине прошлого века один ученый-футуролог предсказал, как должна развиваться компьютерная техника. Он говорил, что будут персональные компьютеры, планшеты, телефоны. Прогресс дойдет до того, что мы не будем видеть эти вещи, в руках у нас ничего не будет. Если у нас будут машины, похожие на людей, то мы вообще не заметим разницы.
ЗАЧЕМ СОЗДАВАТЬ СВОЕГО РОБОТА
— Я слышал, чтобы арендовать робота-андроида Asimo на какое-нибудь мероприятие, нужно не просто его привезти, а еще 16 японцев с ноутбуками, которые будут контролировать все его датчики. То, что японцы что-то сделали, это хорошо. А кто мы? Я не могу согласиться, что нам остается только сидеть и наблюдать за тем, что делают другие. Тем более что своими разработками они не поделятся. Несмотря на то что японцы сделали своего робота, американцы тоже делают своего, в Европе много фирм, которые пытаются сделать роботов. Мы не должны от них отставать. В России тоже есть антропоморфный робот. А то, что мы делаем в своем университете, — это совсем другое. Мы учим студентов, поэтому многие вещи мы стараемся сделать сами, например распознавание лиц. Можно в открытом доступе взять готовую программу, но мы должны рассказать, как все это устроено, научить студентов математическим алгоритмам, чтобы они потом могли развить это дальше, придумать что-то более новое.
Добавить комментарий
Комментарии