«ПОСЛЕДНИЙ КОРОЛЬ ШОТЛАНДИИ»
Начать обзор мы решили с одного из лучших представителей жанра, сделанного с большим старанием и талантом. «Последний король Шотландии» в 2007 году несправедливо обделили номинациями на обе главных американских кинопремии и обе их получил Форест Уитакер, сыгравший Иди Амина, президента Уганды.
Впрочем, в тот год с премиями было вообще странно и Ди Каприо в очередной раз расстроили. Картина Кевина МакДональда заслужила довольно высокие оценки критиков и зрителей, несмотря на то, что по сути своей строится на игре одного актера: составляющий пару Уитакеру Джеймс Макэвой нарочно постоянно отступает в тень, а о персонажах Керри Вашингтон и Джиллиан Андерсон и говорить нечего. Секрет в том, что все так и задумано, и великолепная, справедливо оцененная работа Уитакера действительно завораживает.
Будучи первым западным фильмом, съемки которого велись в Уганде начиная с середины прошлого века, «Последний король» берет от натуры все. То есть параллельно с разворачивающейся чудовищной историей правления Амина зритель знакомится с бытом этой африканской страны, в котором на самом деле и скрываются причины того, что все это вообще возможно. Молодой шотландец, ищущий в Уганде приключений, получает их столько, что хватило бы на весь его университетский выпуск: Иди Амин назначает его личным доктором, что в условиях африканской политики означает все прелести должности первого доверенного лица. Реалии тех времен сложно сделать на экране более жестокими, чем они были — МакДональд, наоборот, намеренно снижает градус насилия, хотя его тоже хватает.
Игра слов и судеб в названии фильма тоже хороша — Амин действительно в какойто момент присвоил себе титул шотландского короля.
«ТЕЛЕЦ»
Фильм Александра Сокурова посвящен последнему и самому жуткому отрезку жизни Владимира Ленина. Смотреть и пересматривать его в буквальном смысле тяжело. Однако «Телец» — это не только веха в творчестве самого режиссера, но и характерный взгляд на эпоху. Намеренно смешав двадцатые годы прошлого века с тридцатыми, чтобы усилить фигуру Сталина, последовательно отбирающего у «ума, чести и совести эпохи» все возможные атрибуты власти, Сокуров показывает вождя в изгнании. Запертый в Горках тяжело больной Ильич предоставлен самому себе и сам с собой ведет распаленные беседы — даже разделившие с ним заточение жена и сестра похожи на галлюцинации, отчего становится не по себе. Вчерашний гигант, способный на нечеловеческие решения и поступки, отказывается верить в то, что все по сути уже кончено.
«Телец» стал второй частью в тетралогии Сокурова, три фильма из которой посвящены реально существовавшим политическим фигурам. Первой стал Гитлер, третьей — Хирохито, и в данном случае фигура Ленина в центре, хотя, конечно, все три судьбы достойны самого пристального изучения. Картина была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь», и еще неизвестно, какие велись бы диспуты, получи она этот приз в Европе. В отрицательных отзывах Сокурову вменили не только размытую картинку, которую он делал настолько намеренно, что сам взялся за операторскую работу, но и излишнюю карикатурность в образе умирающего политика. Ленин у режиссера, действительно, такой, что непонятно, с какого боку к нему и подойти. Вот только откуда нам сегодня знать, каков он был, лишенный всего, в том числе и голоса?
«ЕГО ЗВАЛИ БЕНИТО»
Сделав небольшую уступку, включаем в обзор не художественный фильм, а минисериал о молодости Бенито Муссолини, который интересен сразу по нескольким причинам. Картина снималась в Италии (и еще четырех европейских странах) еще в 1993 году, то есть сегодняшний зритель вполне может оказаться младше этого фильма. Главную роль будущего итальянского диктатора Бенито Муссолини исполняет 33-летний Антонио Бандерас, и аккурат в этом же году выйдут в свет две картины, с которых он начнет голливудскую карьеру, в том числе знаменитая «Филадельфия». Дуче в исполнении Бандераса тоже молод и еще не превратился в обрюзгшего соратника Рейха, а потому предстает перед нами в роли пламенного революционного бойца. Где еще увидишь, как проклинаемый собственным народом лидер, повешенный впоследствии за ноги посреди Милана, строит баррикады, планы на счастливое будущее нации и уже в последнюю очередь — карьеру.
«ИНТЕРВЬЮ»
Если вы вождь народов, то следует помнить о том, что не все будут относиться к этому с должным уважением. Диктаторы в кинематографе вообще часто становятся объектами насмешек, еще Чарли Чаплин многое сделал для этого жанра. Правда, Чаплин не пользовался всемирными скандалами для продвижения своих фильмов, но времена поменялись, и «Интервью», на поверку оказавшееся гораздо слабее собственной пиаркампании, чуть не поссорило окончательно и без того плохо ладящие между собой США и КНДР. История о заказном убийстве еще ерзающего в кресле национального лидера Ким Чен Ына, которая по сути является не самым шокирующим хулиганством, возмутило товарищей из Северной Кореи, а последовало за всем этим сами знаете что. В главных ролях играют Сет Роген и Джеймс Франко, которые вообще не способны выглядеть серьезно, однако в юморе фильма и правда есть чтото такое — злобное, что ли.
«ДИКТАТОР»
Завершить обзор мы решили собирательным образом вождя, а заодно куда более умелым балансированием на границе того, над чем можно и нельзя шутить. То есть Саша Барон Коэн, конечно, пошутить способен над чем угодно и посмеяться — тоже, но делает он это так, что возмущенный визг до небес обычно не поднимается.
«Диктатор» к тому же стал первым фильмом Коэна, в котором прослеживается сюжет, хотя и приемы, и стилистика «классики» присутствуют. Автор старательно высмеивает культ личности во всех его проявлениях: тут вам и дурацкие бороды, и увешанные всевозможными наградами кители, и заговоры, и казни. История похождений императора Аладина в США сделана с максимальным уровнем издевки, а чтобы было совсем похоже на «Очень страшное кино», в «Диктаторе» занята актриса Анна Фарис. И это хорошо, потому как актрису Анну Фарис больше ни в какой жанр не позовут.
ЧИТАЙТЕ И СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Такой разный Ленин. Архивный фоторепортаж к 145-летию вождя мирового пролетариата
Добавить комментарий
Комментарии