СЛОВАРИК ВОСТОЧНОГО
- 1. Крокодил — платформа для перевозки ракет
- 2. Стол— место взлета ракеты-носителя
- 3. Техничка — технический комплекс, площадь которого не уступает площади Амурской областной клинической больницы
- 4. Официант— механический трансбордер-погрузчик
- 5. Малыш— гигантская цистерна для заправки ракеты кислородом
- 6. Боевой расчет — 1500 человек, которые будут обслуживать «Союз -22» на старте
ГИГАНТСКИЙ МУРАВЕЙНИК
Сейчас на космодроме идут строительно-монтажные работы. Как уверяют представители Роскосмоса, они уже выполнены на 60 процентов. К первым автономно-тренировочным испытаниям здесь преступят в августе. В эти же сроки на космодром прибудет и первая ракета-носитель (смотрите фоторепортаж с великой стройки).
— А вы на Байконуре бывали? — строители космодрома с интересом разглядывают новые лица. — Нет?! Не велика потеря. Там все такое маленькое, старенькое, шестидесятилетней давности. А здесь настоящая сибирская ширь с размахом! Есть где развернуться.
15 запусков ракеты «Союз» ежегодно будет производиться со стартового стола космодрома Восточный.
В основном, в зимнее время
Действительно, с размахом. С последней площадки самой высокой башни космодром Восточный больше похож на огромный муравейник, затерянный среди тайги. Здесь трудятся более 10 тысяч человек. Ежедневно пребывают все новые и новые лица. Незадолго до журналистского десанта сюда прибыло несколько студенческих отрядов.
Здесь настоящее автономное государство с общей площадью восемьсот квадратных километров: своя электрическая и дизельная подстанции, водонапорная башня, пожарный блок. Одних котельных восемь штук.
50
тысяч квадратных метров, или шесть футбольных полей, — площадь наземных и подземных сооружений стартового комплекса
Основные объекты — технический и стартовый комплексы. Расстояние между ними — четыре с половиной километра. «От технички до старта полчаса быстрой ходьбы, — поясняют рабочие. — На техническом комплексе ракета будет собираться, и по железной дороге ее сюда на «крокодиле» на стартовый стол привезут».
Дата первого запуска ракеты-носителя «Союз-2-1а», назначенная на 25 декабря 2015 года, здесь ни у кого не вызывает сомнения.
ЧТО ТАКОЕ «КРОКОДИЛ»
«Крокодил» на местном космическом наречии означает специальную длинную платформу для перевозки ракет. А стартовый стол — место, откуда она, собственно, и взлетит. Этот комплекс предназначен для установки ракеты-носителя в подвесном состоянии, подведения к ракете всех необходимых коммуникаций при подготовке к пуску и непосредственно к самому пуску. По форме площадка очень похожа на гигантский стол, который своими ногами уходит на глубину в 32 метра. Здесь, глубоко под землей, собрана вся начинка стартового комплекса с системами подачи для заправки высококипящего топлива и охлаждения.
Спускаемся вниз на 6-й этаж, в самый нижний зал, где как раз параллельно со строительными работами идет монтаж охладительной системы.
— Вот это и есть та система, которая берет амурский воздух, очищает его, подогревает и подает на борт ракеты, а затем запускает ее в космос, — рассказывает и показывает специалист ФГУП ЦЭНКИ (Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры) Александр Баринов. — Также здесь будут следить за температурным режимом во время запуска. Это первая система охлаждения и подачи воздуха, которой на других космодромах нет. Мы здесь впервые устанавливаем новейшее в мире оборудование — раньше оно нигде не использовалось.
ДОМ НА КОЛЕСАХ
Из подземелья двигаемся сразу на самый верх. Забираемся на главную высотку — мобильную башню обслуживания, которую здесь называют МБО. Высотой она 52 метра, почти как 17-этажный дом. Это тоже своего рода космический уникум. Выше нее на российских космодромах объектов нет. Подобную специалисты ЦЭНКИ построили на космодроме Куру во Французской Гвиане. МБО предназначена для обслуживания ракеты, когда та уже стоит на старте. По рельсам башня может передвигаться на 131 метр. Она наезжает на ракету, полностью обнимает ее и приступает к подготовительному процессу. Эта махина будет оснащена лифтами, так что рабочие могут спокойно передвигаться во все части ракеты. Скорость МБО — 10 километров в час, весит она 1600 тонн, работает при помощи гидроприводов.
1500
человек боевого расчета будут обслуживать запуск ракеты
—Такое сооружение позволит нашим специалистам работать в комфортных условиях в любое время года, — поясняет начальник отдела контроля монтажа технологических процессов и переходов ФГУП ЦЭНКИ Елена Торопова. — Морозы здесь бывают за сорок, сильный ветер, при котором мы даже иногда останавливали производство. А запуски ракет в основном будут вестись в зимнее время. Сейчас это пока только лишь смонтированные металлоконструкции, но в дальнейшем башню утеплят, обошьют, облицуют, проведут электричество и воду. Крыша у МБО будет съемной, при дальнейшем запуске пилотируемых ракет башня-трансформер будет увеличена.
Пока же МБО состоит из металлоконструкций, которые прибыли сюда из Омска в разобранном состоянии. По словам Елены Викторовны, чтобы башню установить, специально заказывали высокий кран. В области такого не нашлось. По графику МБО должна быть собрана за 14 месяцев, специалисты ЦЭНКИ обещали уложиться в 9, но собрали ее за шесть. Работали ударно в три смены без выходных и праздников, как герои первых советских пятилеток.
НА ГОЛОВОКРУЖИТЕЛЬНОЙ ВЫСОТЕ
— У нас здесь работают лучшие специалисты с мировым уровнем, — не без гордости заявляет Елена Торопова. — Здесь находятся все главные конструкторы ЦЭНКИ и все представители заводов-изготовителей. Они, так же, как и оперативная группа, работают в круглосуточном режиме. Мы делаем все, что в наших силах, и рекордов своих не считаем. Опережение графика идет за счет увеличения числа монтажников и техники. Дошло до того, что мы пересмотрели и изменили технологию монтажа. Очень много новых разработок, которые мы впервые применили на космодроме Восточный. Так что объект этот, действительно, уникальный.
Кислородный блок — самый опасный и особо охраняемый в будущем объект. Размер гигантских цистерн — 32 метра, вес — 82 тонны. Самая маленькая под кодовым названием "Малыш" весит 35 тонн.
Нет худа без добра, отмечают специалисты. Авральная и негативная ситуации, задержки в поставках и строительстве, которые возникли на космодроме, позволили впервые применить многие инновации и нестандартные решения. Отступать уже некуда.
Еще одна новинка — самая высокая в мире заправочная кабель-мачта, которую установили незадолго до нашего приезда. Внутри железных труб проложены шланги, которые и будут заправлять ракету.
Смотришь на бригаду монтажников-высотников, работающих на головокружительной высоте, и невольно вспоминаешь культовую песню 60-х «Не кочегары мы, не плотники». После выполнения таких работ можно смело покорять Эльбрус. Однако, на удивление, опытных туристов, горников и альпинистов в числе монтажников не оказалось. Нет и выдающихся спортсменов — обычные работяги. Правда, к высотным работам не каждого допустят. Главный критерий — трезвый образ жизни. Любителей злоупотреблять не берут в космонавты. Строгий отбор. И небезосновательно: как стало известно АП, на обслуживание одной трубы выдается 25 литров этилового спирта. А их здесь — тысячи.
Да и какое может быть пьянство, когда тебе приходится бегать на 17-й этаж и обратно — и так по многу раз в день.
САМЫЙ ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ
Кислородный блок — самый опасный и особоохраняемый в будущем объект. Но сейчас двери открыты, кипит работа. Между огромных резервуаров, похожих на дирижабли, снуют люди. Размер гигантских цистерн — 32 метра, вес — 82 тонны. Самая маленькая, под кодовым названием «Малыш», весит 35 тонн.
850
специалистов будут постоянно жить и работать на космодроме
— Это хранилище компонентов для заправки ракеты, — уточняет врио директора «Криоген-монтаж» Роман Пасечник. — Смонтировано уже порядка 70 процентов объекта. По этим трубам кислород будет подаваться из резервуаров до старта. Кислород очень опасный газ. Поэтому монтаж такого оборудования сложен, нужна специальная сварочная техника. Каждый шов на прочность проверяется рентгеном. Но у нас опытная команда, которая работала на космодромах Байконур и Плесецк
Кстати, чтобы перевезти огромные резервуары по железной дороге из Подмосковья в Углегорск, были созданы специальные платформы. Гиганты шли месяц. А из Углегорска до старта — это порядка 30 км — машина везла одну емкость в течение трех часов, останавливаясь через каждые пятнадцать минут.
ОФИЦИАНТ, ЕЩЕ ЗАПЧАСТИ!
Впечатляет и технический комплекс. По виду он напоминает две длинные, параллельно стоящие многоэтажки, соединенные между собой переходом. Он так же, как и стартовый, состоит из нескольких объектов: зал космического аппарата, зал ракетоносителя, склад составных блоков ракеты. Сейчас везде строительная грязь, суета, но в будущем здесь будет как в операционной — ни пылинки, ни соринки. Собирать ракеты будут люди в белых халатах. Порядок сборки такой: одна ракета собирается, две другие находятся на складе. После того как все будет установлено, космический аппарат выводится на специальную платформу и едет на старт.
Собираться ракета будет вручную, но все детали подвозить людям будет механический трансбордер. Его уже здесь в шутку называют официантом: ездит туда-сюда, различные запчасти подвозит. Это ноу-хау конструкторского бюро «Мотор» впервые показали журналистам. Кстати, культовое гагаринское «Поехали!» здесь звучит не только на старте, но и в процессе начала любых испытаний.
Основные объекты Восточного — технический и стартовый комплексы. Расстояние между ними 4,5 километра. «Полчаса быстрой ходьбы», — поясняют рабочие.
— Этот трансбордер специально разработало наше предприятие для космодрома Восточный, — замечает заместитель главного конструктора КБ «Мотор» Александр Кильдишев. — В этом случае мы полностью ушли от погрузок подъемным краном и тем самым свели до минимума риски при транспортировке частей космического аппарата. Аналогов этой технологии в мире нет.
Грузоподъемность каждого из двух трансбордеров 120 тонн. Гарантийный срок — десять лет. Но, как заверили в КБ «Мотор», практика показывает, что их оборудование может служить без проблем 20—40 лет. Трансбордер сокращает нагрузку и время сборки ракеты в два раза. Работать этот агрегат будет в автоматическом режиме, обслуживанием займется.
20
миллиардов дополнительных средств направят на строительство космодрома в ближайшее время
«В отличие от Плесецка и Байконура на Восточном все будет удобно и компактно, — заверили ученые КБ «Мотор». — Здесь все под одной крышей. Если посмотреть на Байконур или Плесецк, то ракета там разгружается в одном здании, сборка в другом, заправка вообще за 30—40 км. А это большие риски, встряска, вибрация и прочее».
Как заверили специалисты ФГУП ЦЭНКИ, сегодня на Восточном преодолены все критические рубежи. Изготовлено и поставлено 100 процентов оборудования от более 250 предприятий России. Вся спецтехника наша, отечественная. Было выполнено более 14500 крупноузловых сборок, задействовано более 1600 единиц техники.
— Нам удалось сократить все поставки до двух недель, хотя раньше они шли по железной дороге месяц, — заключает Елена Торопова. — Некоторые системы полностью смонтированы. Три системы стартового и технического комплексов уже готовы к испытаниям. Мы идем с опережением графика, в августе сюда прибудет первая ракета-носитель. Так что назначенное число запуска вполне реально. Успеем в срок!
БАЙКОНУРЦЫ ПЕРЕЕДУТ В ЦИОЛКОВСКИЙ
1 июля четыре первых многоэтажки города Циолковский должны быть готовы к приему новоселов. В Приамурье с Байконура переедут специалисты боевого расчета, которые будут обслуживать запуск «Союза». Причем вместе со своими семьями. К 1 декабря необходимо расселить 1 200 работников. До конца года планируется сдать 12 многоквартирных домов. Как отметили в ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России, в настоящее время первые многоэтажки домов уже в стадии отделочных работ. Остальные дома уже выросли за пределы фундамента. По словам специалистов, так быстро возводить здания позволяют передовые технологии. Дома монолитные, из бетона, повышенной сейсмоустойчивости.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии