Золотая малина
«Неплохо свою малину есть, она и вкуснее, чем голландская или израильская», — иносказательно выразился премьер-министр Дмитрий Медведев, призывая россиян не бойкотировать зарубежное кино, но и от отечественного не отказываться. Эта воодушевляющая фраза прозвучала на следующий день после того, как глава правительства предложил отменить или сделать выборочной льготу, которой до сегодняшнего дня пользовались кинотеатры страны при продаже билетов. При воплощении в жизнь этой идеи граждане вполне могут совсем отказаться от родной малины, чтобы хватило денег на ставшую вдруг золотой иностранную.
Благие намерения в данном случае рискуют повести себя согласно крылатому выражению: обложив налогом билеты на иностранное кино, Минкульт и Минфин, аки сказочные герои, подставят плечо отечественной индустрии. Уже и подсчеты проведены — в бюджет поступят дополнительные чуть ли не семь миллиардов рублей, которые чудодейственным удобрением упадут на ниву нашей индустрии, чахнущей в условиях скупого полива из строго ограниченной в объемах лейки Фонда кино. Вот и глава Мосфильма режиссер Шахназаров с потрясающей для функционера наивностью восторгается инициативой премьера: «Это правильно, потому что сейчас получается, что в определенной степени Российская Федерация спонсирует иностранное кино». Главное — не обсуждать это ему с коллегами из голливудских студий. Они и не подозревают, что вот-вот лишатся столь ощутимой доходной статьи для своих «Форсажей».
Все эти радужные перспективы и преждевременные восторги перечеркивают прогнозы экспертов, которые в случае с прокатом кино основываются на простом и полном разочарований жизненном опыте. Он, как сын ошибок трудных, учит нас тому, что за все платить придется рядовому зрителю. Билет в кино и сегодня, при обнуленном налоге, не кажется чем-то дешевым для большинства посетителей кинотеатров, которые не могут себе позволить смотреть кино в дневное время по будням. В залах, оснащенных современным дорогим оборудованием, цена билета на вечерние сеансы даже в регионах давно превысила планку в 500 рублей. Так же, как затраты на это оборудование, инфляцию и многое другое, владельцы кинотеатров заложат в цену билета и явившийся им из страшного сна налог. Удовольствие подорожает вместе с попкорном.
«Неизбежным в этом случае видится существенное повышение стоимости билетов, которое приведет к сокращению посещаемости кинозалов и снижению темпов развития киносети», — предупреждали специалисты независимого исследовательского проекта Movie Research еще в 2012 году, когда впервые зашла речь об отмене льгот на продажу билетов. Резонно: зритель начнет куда более избирательно относиться к тому, что будет смотреть в зале, и поводов для того, чтобы ограничиться просмотром пиратской копии на менее широком, но домашнем экране телевизора станет не в пример больше. Кино — все-таки не общественный транспорт, и фактор безысходности здесь не срабатывает, в особенности когда цена за билет начинает приближаться к той сумме, которую прямо сейчас можно потратить на что-нибудь более материальное.
А сейчас самое интересное: пострадает в результате, как это ни прискорбно, все тот же отечественный кинематограф, которому так хотят помочь очередным сомнительным способом. В него можно верить, им можно интересоваться и его вполне можно иногда даже любить, но российские фильмы настолько редкие гости на первых строчках рейтингов ожидаемости, что зритель, и без того не балующий их высокими сборами, неминуемо начнет отказываться от них в пользу того, что на самом деле ждет. Западное кино забирает более 80 процентов сборов в залах России, и закрыть глаза на этот факт не получится: зритель преспокойно обойдется без комедии про Кузю из «Универа» и дождется нормальной цифровой копии очередной военной драмы. Сэкономленные деньги он потратит на очередных «Мстителей», потому что в визуальном плане они хотя бы дают осознание того, за что, собственно, заплачено.
Заведомая несправедливость, продиктованная не иначе как сложной политической обстановкой, даст обществу разве что поле для скепсиса и издевательств: мол, что там за дрянь нам подсовывают за 200 рублей? И это в том случае, если кинотеатры оставят ценовую разницу в соответствии с предлагаемым избирательным налогообложением в зависимости от страны производства фильма. Высока вероятность, что убытки от налогов на иностранное кино просто аккуратно распределят по стоимости всех билетов. В результате, уверены эксперты, никаких семи миллиардов рублей голодающий российский кинематограф не увидит, а в современных условиях и от того пирога, который удастся выпечь за народные деньги, ему достанется разве что небольшой кусок. Сомнительная выгода на фоне общего падения спроса.
Инициатива премьера, которую, вне всякого сомнения, уже готовы исполнять в министерствах, вызвала сомнения и в Госдуме, где призвали не рубить сплеча и оценить риски. Риски видны невооруженным взглядом. Больше всего расстраивает, что нас никто не спрашивает ни на одном из этапов всей этой экономической чехарды. Никому неинтересно, например, что думает зритель по поводу распределения средств господдержки, которые стремятся существенно увеличить купюрами из его же кошелька. Процедуру питчинга трудно назвать открытой, а постфактум-заверения министра насчет того, что «больше мы на такую гадость денег не дадим», вызывают все меньше доверия. Конечно, все решения принимают заслуженные люди и опытные профессионалы. Но если так и дальше пойдет, малину, которую они выращивают, придется сразу же выбрасывать на помойку. Сложно продавать что бы то ни было тем, кто за это «что-то» уже неоднократно заплатил.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 25.06.2015
Добавить комментарий
Комментарии