Справедливости ради заметим, что эта картина — не первая полнометражная в послужном списке режиссера. До этого были фильмы «Под солнцем» и «Тишина», к которым он к тому же написал сценарии, однако их известность ограничилась немецкими границами. У «Кто я» масштабы просторнее — и дело даже не столько в крадущемся за кадром киберпанке, сколько в цитировании. В этой картине зритель встретит многие фильмы, которые любит и даже возводит в культ. Бо Одар, несомненно, великий компилятор. Уже известные находки он превратил в набор инструментов, которыми ведет зрителя к двойному, а потом и тройному дну своей истории. К тому же все мы любим картинки про ужасно ловких ребят.
К чести постановщика будет сказано: триллер обходится без излишней возни, стартуя с одной из сцен, которыми сам же и заканчивается. Общая канва «Кто я» полностью позаимствована у «Подозрительных лиц». Сначала нам показывают нехорошую ситуацию, потом объясняют, как дошли до жизни такой. То, что главный герой рассказывает об этом, сидя в кабинете следователя, становится окончательным па реверанса в сторону знаменитой картины Брайана Сингера. Хотя по ту сторону стола сидит женщина, она одинока, но ответственна — насколько это возможно, будучи сотрудником отдела Европола по поимке киберпреступников. Киберпреступность в фильме практически невинна до поры до времени, да и начавшиеся неприятности не отменяют детского сада, которым так отчаянно заняты персонажи фильма. Хотя и прольется чья-то кровь, конечно, но на этой крови будет построена долгая и счастливая жизнь.
Роман Чака Паланика «Бойцовский клуб» возникает на десятой минуте картины и начинает все более и более явственно маячить на заднем плане повествования, иногда автор открыто цитирует экранизацию, ставшую культовой благодаря Дэвиду Финчеру. Для непонятливых в комнате главного героя — хакера по имени Беньямин — повешен соответствующий постер, чтобы Тайлер снова с нами был. Речь, правда, идет не о раздвоении личности — Баран бо Одар умножил готовую идею как минимум на два и личностей в фильме предостаточно. В преддверии начала работы над фильмом, в котором подобного персонажа намеревается сыграть Леонардо Ди Каприо, это смотрится особенно весело. Догадливый зритель не упустит важных деталей и ответит на главный вопрос, вынесенный в заглавие фильма, задолго до лопухов из Европола. Психология психологией, но ребята деньги делают на взломе систем, а губят их амбиции. Это мы тоже, конечно, уже видели.
Немецкий фильм вообще не несет в себе какого-либо новаторства. Будет вам и белый кролик, и Марла Сингер, которую тут именуют Мари. Главный герой, избавляясь от детских комплексов, ведет себя все более и более неосторожно, да и главным-то становится далеко не сразу. В кадр то и дело попадают всяческие болячки немецкого общества, которых должна, просто обязана высмеять сатира в лице хакерской группировки CLAY, всякие там неонацисты в подтяжках и сотрудницы профильного отдела правоохранительных органов, тыкающие повсюду, где изображена премилая киса. Европол этот ведет себя глупее некуда: имея информатора в среде хакеров, который получает нехилый гонорар за свое подлое предательство, агенты постоянно прибегают в пустые помещения, откуда только что разбежались киберпреступники в масках, как в фильме «V — значит вендетта». За преступниками маячит зловещая «русская кибермафия», которая, по мнению немецкого кинотворца, запросто переходит от взлома и кодирования к раздаче мексиканских галстуков.
При всем этом картина вполне любопытна и сюжет ее проваливается от силы пару раз, да и то нам потом рассказывают, что это так было нужно. Круизный лайнер, на пути к которому необходимо поломать изрядное количество судеб, карьер и жизней, выглядит как справедливая награда за довольно скотское, заметим, поведение. Хакеры, не глядючи, закладывают друг друга, просятся в программу по защите свидетелей и вообще отрицают субкультурный дух. У одних — амбиции и апломб, у других — передернутые карты. Режиссер постоянно указывает на то, что стремящаяся к личной свободе личность везде оставляет следы. Так и вышло, что другие фильмы основательно наследили в сюжете «Кто я». И смотреть на это забавно. Хотя бы потому, что легко узнавать знаки, которые оставили нам незнакомые люди из далекой страны.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии