• Фото: Архив АП

КРИВАЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ПИКЕ

— Николай Николаевич, по данным МВД России, за первое полугодие на территории страны зарегистрировано более миллиона преступлений — на четыре с лишним процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. И на фоне роста преступности еще собираются сокращать число полицейских?!

— В целом криминогенная обстановка в Амурской области не вызывает тревоги. Если посмотреть динамику преступлений за последние десять лет, то начиная с 2006 года общая преступность у нас снижается. По тяжким и особо тяжким был небольшой всплеск в 2009-м, но в последующие годы тенденция к снижению сохранялась. Понятно, что кривая уровня преступности не может быть постоянно в глубоком пике. Когда-то дойдет до нижнего предела и начнется небольшой рост. Пока этого не происходит. По итогам семи месяцев 2015-го в целом имеем 2 процента снижения, а по тяжким и особо тяжким преступлениям — минус 1,8 процента.

— Каких преступлений у нас стало меньше, а каких больше?

— Меньше убийств — за 7 месяцев этого года их произошло 77, а в прошлом было 84. Число умышленного причинения тяжкого вреда здоровью снизилось на 12 процентов, грабежей — на 12,5, изнасилований — на 24. Вот число разбоев остается на уровне. И у нас пошел рост квартирных краж, в том числе серийных. Для нашего региона — это одна из проблем сегодня. Квартирные кражи — тайный и труднораскрываемый вид преступлений. Объединяясь в преступные группы, воры-домушники могут действовать месяцами, имея в своем арсенале современные средства взлома дверей, кодовых замков и даже собственную «разведку». Выйти на след такой преступной группы очень трудно.

ВОРОВ В ЗАКОНЕ У НАС НЕТ

— Однако тема организованной преступности не потеряла актуальности. Тем более что из мест заключения освобождаются многие из тех, кто получил большие сроки по тяжким статьям как раз в конце девяностых. Недавно прошение о помиловании подал один из главарей февральской банды, на счету которого не одна загубленная душа.

— Таких людей уголовный розыск, участковые уполномоченные после освобождения берут на контроль в плане профилактики. Но на криминогенную ситуацию на сегодняшний день они влияния никакого не оказывают. Это подтверждается той статистикой, которую я вам озвучил. Для организованной преступности, которая в 90-е годы захлестнула нашу страну, были характерны — похищения людей с целью вымогательства, грабежи и разбои с применением оружия. Сегодня таких составов преступлений у нас практически нет.

— А ограбление ювелирного магазина в Серышеве со стрельбой и убийством?

— Такие криминальные факты единичны. Количество убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия, за последнее десятилетие сократилось в разы — при том что сейчас переделать «травматику» под боевые патроны можно даже в домашних условиях. Это свидетельствует о том, что организованная преступность образца 90-х ушла.

В нашей области на счету организованных преступных группировок в 2011 году было 29 преступлений, в 2012-м — 28, 2013-м — 30, 2014-м — 24, с начала этого года — 15. В основном это торговля наркотиками и кражи. Нет рэкета, направленного на завладение предприятиями или фирмами. По вымогательству зарегистрировано 17 преступлений, и все — в отношении физических лиц, не связаны с экономикой. Каких-либо криминальных деяний с применением оружия, связанных с переделом сфер влияния, тоже нет. Нет на территории Амурской области сегодня и ни одного вора в законе.

О СОКРАЩЕНИЯХ В АМУРСКОЙ ПОЛИЦИИ

— Знаю, что настроения в рядах полицейских не самые спокойные. Еще с февраля прекратили набор новых сотрудников. Судя по сообщениям федеральных СМИ, вы опять готовитесь к потерям?

— Во-первых, набор в полицию уже снова возобновлен. Во-вторых, ни одна должность, даже если она вакантна, в гор- и райотделах не будет сокращена. Сокращение коснется только аппарата УМВД. Мы предлагаем сотрудникам свободные должности в городах и районах области. Практически на всех территориях не хватает участковых, есть вакансии в уголовном розыске, патрульно-постовой службе, ГИБДД или охранно-конвойной службе. Некомплект составляет 8,8 процента — более 400 свободных должностей. Такого, чтобы мы вытолкнули профессионала за ворота и про него забыли, не будет. Всем, кто желает дальше служить в полиции и ему позволяет образование, работу найдем.

О ПРАВИЛАХ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ

— Николай Николаевич, почему пенсионеров органов внутренних дел приравняли к обычным посетителям? Чтобы пройти в управление, им надо заранее записаться на прием или позвонить, чтобы кто-то вышел и встретил. Нет доверия к тем, кто полжизни отдал борьбе с преступностью?

— Существует приказ министра МВД России, на основе которого уже мы издали свой. Любой пенсионер может пройти в здание управления, но соблюдая определенные правила. Мы всегда встретим, и все вопросы постараемся решить.

Вы не поверите, но, приезжая в гости даже в родной Минусинск, где начинал работу, чтобы поставить отметку об отпуске, я подхожу к вахте отдела внутренних дел, показываю удостоверение, и за мной спускается человек. Я — действующий генерал полиции, стою жду и не возмущаюсь. И мне непонятно, почему это кого-то должно обижать. УМВД — режимный объект, и броуновского движения здесь быть не должно.

ДВОЕ УЧАСТКОВЫХ В СИЗО, ТРЕТИЙ ПОД ДОМАШНИМ АРЕСТОМ

— В интернете бурно обсуждается тема ареста нескольких полицейских в Нижнем Новгороде, которых обвинили в халатности, из-за убийства шестерых детей. Расследование не закончилось, а двое из шести проходящих по делу участковых уже в СИЗО, третий — под домашним арестом. После этого девять других участковых сразу же написали рапорты об увольнении, считая, что мера пресечения для их коллег неоправданно жестока. Если рубить сплеча вот так, кто работать в полиции будет?

— Я не могу комментировать работу Следственного комитета, не видел материалы дела. Давайте я за свою область буду отвечать. Требование руководства управления ко всем сотрудникам (не важно, участковый это, сыщик или еще кто-то) одно — в частности, это внимательное отношение к гражданам. Каждое заявление участковый обязан отрабатывать.

— Согласна, но что участковый сегодня может на деле? Выяснить состояние психического здоровья человека он не сможет, даже если обратится в психдиспансер — врачебная тайна.  Возбудить уголовное дело, если потерпевший  подает заявление, а потом его забирает, тоже не может.

— Я сколько работаю в органах, столько и слышу, что у нас законодательство несовершенное — то не так, это не так. Да, по некоторым моментам хотелось, чтобы что-то стало лучше. Но законодательство изменяется, корректируется под реальную жизнь. О том, что ничего сделать не могут, скорее всего, говорят молодые сотрудники. Давайте разберем конкретную ситуацию. Женщина обратилась с заявлением на издевательства мужа, и это происходило на глазах малолетних детей. Значит, надо задействовать все системы профилактики: подключить соответствующие органы — письменно их уведомить, поставить семью на учет, выяснить, были раньше заявления о побоях или нет.

Если женщина уже пятый раз приходит, а потом заявление забирает, можно возбудить уголовное дело по 117-й статье Уголовного кодекса РФ «Истязания». В таком случае уже не важно, имеет избитая претензии к домашнему тирану или не имеет. Закон позволяет нам применять меры. При «точечном подходе» к каждому заявлению, каждому гражданину можно решить любой вопрос.

Динамика регистрации преступлений на территории Амурской области за 10 лет — см. инфографику.