Итоги первого года работы с российской группировкой спутников представители «МегаФона» подвели на Камчатке. В месте, где, как и на всем севере Дальнего Востока использование спутниковых каналов далеко не прихоть оператора, а территориальные особенности. Большие расстояния, низкая плотность населения, отсутствие транспортной и энергетической инфраструктуры, а также обязательное использование спецтехники в работе, — все это все это делает космический транзит сигнала пока единственным возможным решением.  И тем не менее услугами связи «МегаФона» пользуется свыше 90 % жителей малообитаемого дальневосточного Крайнего севера и территорий приравненным к нему. 

—Если в чистом поле или тайге поставить базовую станцию, разместить на ней оборудование, то все это работать не будет.  Во-первых, чтобы ее обслуживать должна быть проложена хоть какая-то дорога, пригодная к движению. Во-вторых, нужна энергетика. В селе, где электричество подается от дизельной электростанции если подключить еще и базовую станцию, то придется отключить два крайних дома, — объяснил трудности освоения северных районов директор Дальневосточного филиала компании «МегаФон» Андрей Левыкин. — А чтобы наши базовые станции были объединены в единую сеть, нужны каналы связи. Но оптико-волоконные линии и релейная связь зачастую в таких местах отсутствуют, либо не позволяют покрыть большие расстояния между населенными пунктами. В этом случае единственным решением остается спутник.

7 амурских сел из-за природных особенностей «сидят» на спутнике

Преимущество спутника — он способен передавать сигнал на далекие расстояния. Передача сотового сигнала через космос на пальцах выглядит так: вышки мобильной связи принимают сигналы с телефонов и отправляют их на спутник. Летающий на геостационарной орбите космический аппарат отражает сигнал снова на Землю в точку, где находится главный приемник, соединенный с общей телефонной инфраструктурой России.

Изначально оператор использовал каналы связи с иностранных спутников Intelsat. Но, с 2014 года началось своеобразное импортозамещение. И компания перенастроила свои «тарелки» на российские спутники «Экспресс АМ-3» и «Экспресс АМ-5», запущенные ГУП «Космическая связь». Переход на эти спутники обусловлен не только меньшей платой за их эксплуатацию – зарубежный ресурс приходилось арендовать за валюту, но и возможностью расширить каналы связи. Несомненно, это привело к улучшению качества предоставляемых услуг связи и увеличению скорости мобильного интернета.

При переходе на российские спутники, емкость каналов компании «МегаФон» выросла в два раза, что по данным специалистов компании, привело к увеличению интернет-трафика в 2-4 раза. А средний объем потребления трафика одним абонентом за последний год вырос на 60%.

Сегодня, на Дальний Восток приходится 47% всего спутникового ресурса компании «МегаФон», отметил директор по развитию сети Дальневосточного филиала компании «МегаФон» Петр Солодовник. По его словам, около 10% базовых станций подключены по спутниковым технологиям. На Дальнем Востоке и в Восточной Сибири оператор развернул собственную спутниковую сеть VSAT, которая является самой крупной в компании. Она включает в себя шесть хабов i-Direct, установленных в пяти регионах, и более 150 терминальных станций для организации каналов связи до базовых станций.

— Из 12 регионов, входящих в зону ответственности филиала, в одиннадцати используются спутниковые технологии в том или ином виде, — говорит Петр Солодовник. — В частности, три региона: Чукотский автономный округ, Магаданская область и Камчатский край —полностью спутниковые. Для них у нас организованы магистральные спутниковые каналы. В Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае и Амурской области только часть населенных пунктов подключена через спутник, в основном на северных малонаселенных территориях.

«Мы не можем сказать абоненту, мол из-за того, что вы живете не в Благовещенске, вы вынуждены платить больше. У нас единые тарифы и абонент у нас вообще не платит за технологии. Ему не важно, как он выходит на связь или в интернет»

Строительство базовых станций в амурской глуши для подключения к сети 20-30 новых абонентов при такой расспоредоточенности населения (расстояния между селами превышает 100 -200 километров – прим.) является для любого оператора связи непозволительной роскошью. Амурская область — это еще и хроническое бездорожье, и население в 2 человека на один квадратный километр. На территории региона вместится 12 таких европейских стран, как Бельгия, и девять Швейцарий, но в то же время все население Приамурья можно поселить в восьми кварталах Парижа.

Поэтому сотовые компании ориентированы на населенные пункты, где проживает свыше 500 человек. На севере Приамурья к таким относятся 31 населенный пункт, 55% из них пользуются связью МегаФона. При этом в 7 сел из-за природных особенностей «сидят» на спутнике — это Эимчан (Селемджинский район), Ново-Воскресеновка (Шимановский), Юбилейный и Береговой (Зейский), Джалинда (Сковородинский), Соловьевск (Тындинский) и Березитовый рудник.

В амурские поселки по спутниковой технологии организованы каналы сотовой связи второго поколения (2G), предусматривающей в основном голосовые вызовы. Как подчеркивают в «МегаФоне», благодаря переходу на российские супники качество связи здесь стало вдвое лучше. Если раньше канал связи напоминал гравийную дорогу, на которой едва могли разъехаться два встречных автомобиля, то сегодня емкость канала расширена и он стал двухполосной асфальтированной дорогой.

По словам Андрея Левыкина, несмотря на преимущества, спутниковые каналы связи — не дешевая технология. Однако на стоимости услуг для конечного потребителя это никак не отражается. «Мы не можем сказать абоненту, мол из-за того, что вы живете не в Благовещенске, вы вынуждены платить больше. У нас единые тарифы и абонент у нас вообще не платит за технологии. Ему не важно, как он выходит на связь или в интернет», — добавляет руководитель дальневосточного филиала компании.

55% жителей севера Амурской области пользуются связью МегаФона

Даже с ликвидацией на малой земле цифрового неравенства – госпрограмма, которую реализует «Ростелеком», — сотовые операторы не намерены отказываться от спутника. Напомним, по государственной программе провайдер обеспечит Интернет-доступом населенные пункты численностью от 250 человек. Ради этого в Приамурье будут прокладываться ВОЛС (волоконно-оптическая линия связи). Наличие наземной телекоммуникационной инфраструктуры позволит «Мегафону» переключить небольшие поселки с дорогостоящего спутника, однако космический канал останется для обеспечения резерва.

— Когда ВОЛС с материка на Сахалин была порвана тралом, то оптику восстанавливали около 2-3 месяцев. Если полностью отказаться от спутника, то регион на это время просто останется без связи, — объяснил необходимость резервных спутниковых каналов Андрей Левыкин.

Более того, спутниковая связь используется еще и в местах ЧС, а также там, где связь нужна на временной основе — вахтовые поселки или праздничных мероприятий с большим скоплением людей и там, где обычно связи нет. Для организации сотовой связи для вахтовиков, добывающих производств, крупных строек в отдаленной от цивилизации местности МегаФон использует передвижные базовые станции. Они представляют автомобили повышенной проходимости (такие как КаМАЗ), оснащенные спутниковым оборудованием.

Сегодня мобильные спутниковые комплексы МегаФона работают во время путины на Камчатке и Сахалине, на местах добычи алмазов в Якутии и обеспечивают сотовой связью золотодобычу в Зейском районе Приамурья. Также в период строительства компания разворачивала станцию на космодроме Восточный в Амурской области.