Со времени событий, происходивших в «Мосгазе», прошло пять лет, после «Палача» минуло два года. На дворе 1967-й, эпоха развитого социализма, которая впоследствии получит менее пафосное наименование «застой», набирает обороты, гайки постепенно ослабляются. В первых же сериях «Паука» являются всем понятные образы вроде самиздатовского экземпляра «Мастера и Маргариты» или ночного показа нижнего белья для избранных — в общем и целом все то, что раньше невозможно было даже представить, последовательно обретает реальные очертания. Соответственно, усиливается и размах человеческих пороков, а разгребать все это придется Черкасову и его команде. Тем более что в городе начинают особенным образом убивать молодых манекенщиц, а следователи даже не знают, действительно ли преступления совершены одним опасным маньяком или кто-то водит их за нос, пытаясь выдать очевидное за истинное. Убийца декорирует свои деяния красным шелком, и все так или иначе ведет в мир моды.

Таким образом, Соня Тимофеева, которую играет Марина Александрова, оказывается среди сотрудниц Дома мод, куда ей помогает устроиться другой хорошо знакомый зрителю персонаж — Стас (Юрий Чурсин). Для коллег она очередная манекенщица, но истинное положение дел не является секретом для молодого и цепкого сотрудника КГБ Роберта — в этой роли выступает известный актер Сергей Угрюмов. Начинается увлекательная игра в кошки-мышки, а параллельно Черкасов пытается добраться до истины всеми возможными способами, злит комитетчиков, забраковывает версии и ссорится с женой. На сцену вновь выходит молодая журналистка Оксана Демидова, влюбленная в следователя. Еще одной сюжетной линией становится ограбление экспертной лаборатории Гознака циркачами. Подобное преступление действительно имело место, правда десятью годами позднее описываемого в сериале периода и в Ереване. Создатели «Паука» оставили от реальных событий исключительно канву, а саму сцену похищения крупной суммы сняли в духе боевика «Миссия невыполнима», изрядно этим позабавив.

К третьему заходу сериала на экраны в нем не сменились только главные актеры и продюсеры. Один из них, Денис Евстигнеев, высказывался на тему того, что  истории о Черкасове будут снимать разные постановщики. В работе над «Пауком» не принимала участия и сценарист Зоя Кудря, написавшая сюжеты для «Мосгаза» и «Палача». Это сказывается на телепроекте, хотя авторы сценария и старались выдержать стиль предшественника: по крайней мере, в первых сериях чувствуется уход от жесткости к традиционному детективу, в котором зритель знает больше, чем герои, но ответ на главный вопрос получит только вместе с ними. Местами сюжет скатывается в банальности (чего стоят только шаблонные отношения между манекенщицами или поведение гостей на тайном показе белья), присутствуют в нем и слишком затянутые сцены «драматического» характера, но все это не критично. Главное — что подобно уходящим в забвение «Знатокам» сериал позволяет ознакомиться с очередной страницей из выдуманной жизни хороших людей, которые давно приглянулись аудитории.

Око режиссера Евгения Звездакова традиционно для этой франшизы сосредотачивается на Смолякове, но при этом дает пространство и для других, порой даже второстепенных персонажей. В частности, интересный герой получился у Родиона Нахапетова, а небольшая сцена в коммуналке вызывает улыбку не только у следователя Черкасова. Жизни хотелось бы добавить и многим другим участникам событий, например, братьям-циркачам, моделям и молодым помощникам главного героя, нарочитая неопытность которых к третьему уже выходу на сцену начинает всерьез надоедать. Впрочем, в окружающем персонажей воздухе явственно витает предчувствие большой беды — не исключено, что связана она будет с кем-то из первостепенных героев. Создатели телефильма знают, что случится, а пока отвлекают нас разнообразием ложных (или не очень?) следов. Один из них, связанный с иностранными гражданами, их миллионами и любовницами, помогает к тому же незадорого воссоздать эпоху.

В итоге «Первый канал» представил в новом сезоне достаточно качественный и уж точно востребованный продукт — на соседних кнопках то вновь и вновь возвращаются в 90-е, то уезжают жить в Лондон, то продолжают снимать неотличимые друг от друга мыльные оперетки про коварство и любовь. Под приключениями следователя Черкасова и его товарищей образовался очень прочный и к тому же способный выдержать многоэтажное строительство фундамент — развлекать аудиторию можно до самой перестройки, тем более что в смысле маньяков-убийц у Советского Союза все еще на самом деле впереди. Есть даже пространство для спин-оффов, которыми время от времени балуют зрителя сериальщики на НТВ — далеко не каждый детективный ситком способен похвастаться такими возможностями. Важно не растерять стиль и приумножить напряженность действия, пусть для этого даже придется принести в жертву героиню Александровой. Ведь все мы знаем, насколько увлекательно наблюдать за профессионалом, который к тому же убит горем или одержим местью.   

Возрастная категория материалов: 18+