ФОКУСНИК, ОЧЕНЬ ПРИЯТНО!

— Денис, когда вы однажды мне позвонили, вы представились: «Это Денис, фокусник». Всегда так представляетесь?

— Да, это уже как вторая фамилия: «Здравствуйте, это Денис. — Какой? — Кореньковский. — Не помню. — Фокусник. — Фокусник? Помню!»

— У людей определенных профессий есть одна досадная проблема. Например, если в компании оказался врач, ему весь вечер придется слушать о чужих болячках. Когда в новой компании узнают, что вы фокусник, вас просят показать фокус?

— Да, есть такое. Очень часто в компаниях с незнакомыми людьми я просто молчу, кто я, чем занимаюсь. Потому что работа сильно выматывает, тем более, после новогодних праздников, когда закончился, по-честному скажу, новогодний чес. Работы было очень много, поэтому хочется просто отдохнуть.

— Наверное, фокусы снятся ночами…

Да, каждый день. Мне даже снились варианты секретов разных классических трюков. Было однажды, приснился новый фокус со всеми нюансами, я его потом сделал.

— Вы увлеклись фокусами в семь лет и уже 20 лет оно вас не отпускает. С чего все началось?

— Папа вынул из ботинка шнурок, я принес ножницы, он разрезал, завязал на узелок и узелок исчез. Это был шок для меня. Папа знал всего лишь один фокус. После этого случая и началось мое увлечение. У меня появлялись какие-то книжки: друзья, знакомые дарили. В то время не то что интернета не было, стационарные телефоны не у всех стояли. Каждая новая книжка — это такой праздник для меня был. Сейчас все проще — есть интернет, обучающие видео. Но сейчас начинающим фокусникам лень читать. Да что читать! Им лень даже смотреть.

— Как ваши родители отнеслись к вашему выбору? Понимали они, что это увлечение на всю жизнь?

— Нет, мама не понимала. Говорила: «Пойдешь учиться в ДальГАУ!» Я говорил: «Нет, я пойду в училище культуры». А она говорила: «Как? Это же не высшее образование!» Так вышло, что высшего образования у меня нет до сих пор.

ЗРИТЕЛИ НЕ ВЕРЯТ В ЖИВОГО КРОЛИКА

— В интервью одного молодого российского иллюзиониста я прочитала мнение, что в  скором времени в России фокусы потеряют популярность, жанр исчерпает себя. Вы с ним согласны?

— Частично не согласен. Жанр себя не изживет. Такого просто не может быть! Дело в том, что с каждым разом, с каждым годом человека все сложнее удивить. Очень сложно доказать, что мы делаем действительно качественную шоу-программу. Люди не верят, что я распиливаю человека, не верят в исчезновение, появление… У нас на афише был изображен кролик, дошло до того, что люди не верили даже тому, что у нас в фокусах задействован живой кролик. В 90-х годах прошлого века люди чуть ли не стоя аплодировали фокуснику, который манипулирует шариками. Сегодня я разрезал человека пополам, люди похлопали, но вижу, что реакция не та. Или надо дорабатывать номер, или я уже ничего не понимаю. Удивлять людей все сложнее.

— Бывает, что для каких-то трюков нужны люди из зала. Иногда зрители, ассистируя, видят, что фокус — это не волшебство. Как реагируют?

— Помню случай на концерте братьев Сафроновых в Благовещенске. Исполнялся трюк с исчезновением людей. Кидают в зрительный зал мячики, кто поймал, тот выходит на сцену. Рядом со мной с родителями сидела девочка, она поймала мячик. Зрители на сцене исчезли, потом вышли с другой стороны зала, сели по местам. И девочка говорит папе: «Но это же не волшебство! Нас провели сначала туда, а потом туда, мы все время шли…» В общем, убили волшебство на глазах у ребенка.

«ЧАСТО ДУМАЮТ, ЧТО МОИ РУКИ СМАЗАНЫ ХИМИЧЕСКИМ ВЕЩЕСТВОМ»

— Хоть вы и говорите что удивлять стало сложнее, у вас есть фокус, который удивляет каждого зрителя. Я про сгибание ложек и вилок. Его секрет вам дался нелегко, откуда такое упорное желание овладеть им?

— Есть такой великий мистификатор Ури Геллер, он гнет, ломает столовые приборы, останавливает часы, он остановил Биг-Бен. Первый раз его трюк с ложками я увидел мельком в какой-то передаче, тогда еще не было интернета. Я подумал, что это фокус, не может быть, чтобы ложка гнулась по-настоящему. Я начал искать. В книгах и близко нет ничего похожего. Потом появился интернет, и дело пошло повеселее. Секрет фокуса я искал пять лет. Меня научил один человек. Потом на репетицию ушло около года, только потом начал его показывать.

— Сложно было уговорить человека поделиться секретом?

— Сложно. В то время фокусники к иллюзионному жанру относились более уважительно что ли. Сейчас в прямом смысле устроили помойку. Фокусники, чаще всего малолетние школьники, выкладывают в интернете, в YouTube секреты. А я смотрю на этого школьника и думаю: «Какой тебе секрет рассказывать? Ты даже нормально показать этот фокус не можешь!»  К сожалению, сгибание ложек и вилок в YouTube всплыло, но немного, самые примитивные вещи. А именно то, что показываю я, в интернете еще нет.

Очень часто думают, что мои руки смазаны какой-то химическим веществом или что вилки и ложки из специального металла. Это не так.

— Фокус работает только с ложками-вилками или лом тоже можно согнуть?

— Согнуть можно любой металлический предмет, я обычно говорю: «Тереть долго». Согнуть можно все, если к этому подготовиться заранее. Лом не пробовал. Самое большое, что сгибал — огромные поварешки. У нас раньше на афише было написано: если вы не верите, что это по-настоящему, приносите свои вилки-ложки…

— Вы даже выигрыш обещали тому, чью ложку не согнете.

— Да, было такое. С выигрышем никто не уходил. Несли огромные поварешки. Был человек, который принес такую ложку! Не знаю, где он ее взял. Она была раз в 10 крупнее и толще обычной. Спрашиваю: «Где взял такую?» Говорит: «Не скажу! Обещал — гни!» Терли, гнули — согнули! Остался человек без выигрыша.

— Есть ли кодекс чести фокусника? Что нельзя и что можно?

— Нельзя рассказывать секреты и показывать фокус два раза. Есть такая фраза: «Настоящий фокусник не показывает фокус дважды». Имеется в виду, что одному и тому же человеку. Смысл в том, что если я покажу вам фокус второй раз, вы можете заметить, в чем секрет.

У меня есть знакомые фокусники в Санкт-Петербурге, они очень качественно работают, и они не снимают себя на видео и не выкладывают в YouTube. У них полный запрет на фото- и видеосъемку, чтобы зрители не догадались в чем секрет, а коллеги не стащили идею.

— А вы не боитесь снимать и выкладывать свои выступления в Сеть.

— Я выкладываю только то, что можно.

— Это страшно, когда секрет фокуса становится народным достоянием? Вы его выкидываете из программы?

— Если секрет фокуса раскрывается, например, появления человека из ящика, то фокусники переделывают номер. То есть показывают не появление, а исчезновение. Меняется дизайн реквизита, музыка. Многие фокусники смотрят на это сквозь пальцы. Даже если ездить по городу и кричать в рупор, что сегодня в такое-то время мы будем рассказывать секреты, даже половина услышавших не придет на это посмотреть. Многим не нравится смотреть секреты, есть еще такие.

Как сказал Сергей Сафронов: «Если ты рассказал секрет фокуса — он умер, если ты ему научил — фокус продолжает жить».

— Где вы берете реквизит?

— Строим дома, у нас есть отдельная комната для этих целей. Есть покупные вещи. Реквизит дорогой, особенно в кризис. То, что раньше стоило 150 тысяч, теперь стоит 300. Если до кризиса везли оборудование из Америки и Европы, то сейчас в основном из Китая.

— Фокусы — это ремесло или талант?

Все-таки ремесло. Я не считаю себя суперталантливым, я просто очень целеустремленный, хочу развиваться — это же не талант. Это просто цель. Чтобы показать фокус не нужен талант, нужны время, терпение и труд.