— Если кто шоколадку в сумку бросит —  и на том спасибо. А на жизнь мне хватает, не бедствую, — категорично заявляет селянка, у которой пенсия — 13 тысяч рублей и 202 рубля — надбавка за диабет.

Работали с азартом

Трудовая жизнь Ольги Ивановны тесно связана с двумя амурскими селами — родным Кавказом и Новочесноково. Как и многие ее односельчанки, работать начала рано, после семи лет школы. На попечении молодой доярки, которой только-только исполнилось 17, оказалось 16 коров. У опытных тружениц в ту пору было по 22.

— Доили вручную. Руки молодые были, не болели. И трудились тогда с азартом. Да я до сих пор аппарата не знаю, — откровенно признается баба Оля. — До работы ездили на телеге. Утром еще не светает, а мы уже в поле лошадей собираем. Пока запряжешь, по пояс от росы вымокнешь. Если к следующему дню платье не высыхало, приходилось мокрое надевать. Другой одежды не было.

О «забытых» стариках всегда помнит баба Оля. На свою скромную пенсию покупает им небольшие подарки, угощает яйцами от домашних несушек, справляется о здоровье.

Когда Ольга Ивановна перебралась в Новочесноково, совхоз направил ее учиться на веттехника в Благовещенск. Муж молодой женщины тоже уехал   получать профессию (шофера), да так к жене и двум сынишкам не вернулся — другую нашел.

— Тогда я не представляла, как дальше жить буду. Детей с матерью оставила, а сама поехала. Но сердце все время назад рвалось. Похудела до 38 кило. Что ни надену, все висит мешком.  Раз в городе мужа сестры моей встретила. Он спрашивает: «Ты домой собираешься?» А мне стыдно признаться, что ехать не на что. Он сто рублей мне протягивает, я их как ухвачу! Не помню, как и до вокзала долетела, — со слезами на глазах вспоминает Ольга Ивановна.

Первые полгода учебы совхоз стипендию ей не давал, хотя в техникуме бывшая доярка была в числе первых и в учебе, и в общественной работе. Как работала она, так и училась — на отлично. В аттестате младшего ветеринарного фельдшера Кириенко — только пятерки. Ей даже госэкзамены сдавать не пришлось.

— По лыжам среди  254 студентов первое место держала. В высоту на 95 сантиметров прыгала, —  перечисляет свои спортивные рекорды пенсионерка, которой в студенческие годы питаться приходилось бесплатно в столовой, в нескольких кварталах от общежития. О городских соблазнах в виде мороженого и кино она даже не помышляла.

Председатель без «корочки»

Своей отличнице «Чесноковский» совхоз доверил сразу три села — Шумиловку, Воскресеновку и Кавказ, куда Ольгу Ивановну вызывали в любое время дня и ночи. Вместо положенных полутора тысяч голов под ее опекой оказалось втрое больше буренок. А зарплата у одинокой мамы с двумя детьми была в ту пору втрое меньше, чем у опытной доярки. Но обивать пороги начальства, чтобы получить деньги за сверхнорму, женщина не решалась.

— Хоть и боевая была, а просить для себя никогда не умела, — машет рукой пожилая селянка.

Жаловаться на судьбу она не привыкла. И в помощи по-прежнему никому не отказывает. У кого из соседей корова растелиться не может, до сих пор по привычке к знакомому веттехнику бегут.

Даже будущий супруг решил взять ее в жены, не спрашивая согласия избранницы.

— Так, как я, замуж не выходят, — смеется Ольга Ивановна. — Мы же ни дня не встречались! Я знала только, что фамилия у него — Кириенко. Он денег на уголь занял, а потом долг отдать пришел и говорит: «Баба мне нужна. Чтобы варила, стирала». Сначала я даже не поверила, что он — всерьез.

Так, как я, замуж не выходят, мы же ни дня не встречались! Я знала только, что фамилия у него — Кириенко.

Вместе Ольга Ивановна и Валентин Григорьевич уже 43 года. Вместе следят за хозяйством, держат огород. А ночами баба Оля сочиняет стихи, которые посвящает покинутому в молодости Кавказу, ставшему родным селу Новочесноково. 

— Чтобы мозг не заржавел, — объясняет причину увлечения поэзией бодрая женщина.

Несколько лет назад односельчане избрали ее председателем местного Совета ветеранов. Теперь все свои проблемы и тяготы престарелые новочесноковцы разделяют с известной на всю округу пенсионеркой.

 — Ветеранского нет, а сама председатель, — отшучивается баба Оля, которой, несмотря на 35-летний стаж работы в совхозе, получить заветную «корочку» ветерана труда, а вместе с ней и соответствующие льготы, так и не удалось.

Трудовая книжка Ольги Кириенко пестрит благодарностями, ее портрет не раз украшал Доску почета. Однажды руководство даже премировало работницу билетом в драмтеатр. Но этих заслуг советской труженицы оказалось недостаточно — нужны награды областного или федерального значения. Благодарственные отметки в трудовой книжке, увы, потеряли свой вес в новых реалиях. 

Подарок от бабы Оли

Таких же пенсионеров, как баба Оля,  работавших когда-то в совхозе, по словам главы Новочесноковского сельсовета Марины Колмыковой, в селе проживает семь человек. В свое время руководство предприятия не решило вопрос с присвоением этим работникам звания «Ветеран труда». В 90-е совхоз распался, оставив в «наследство» 16 КФХ, из которых до сегодняшнего дня проработало лишь каждое четвертое.

Но о «забытых» стариках всегда помнит баба Оля. На свою скромную пенсию покупает им небольшие подарки, угощает яйцами от домашних несушек, справляется о здоровье.

— Людям на склоне лет не так много надо, — в конце нашей встречи замечает Ольга Ивановна. — Чтобы вниманием не обделили и разговор поддержали.

Возрастная категория материалов: 18+