Рождение сказки

В спектакле о Василисе Прекрасной на сцене появятся около 50 кукол. Сейчас над ними трудятся сотрудники театра, причем у каждого в этом процессе своя роль. В реквизиторской делают самих персонажей: тело из поролона на проволочном каркасе, руки деревянные, голова из папье-маше, обклеенного трикотажем. Затем пока еще безликим куклам в пошивочной мастерской готовят наряды, тщательно расшивая миниатюрные рубахи бусинами и цветными нитями. Опытные портнихи бережно расправляют складки даже на платьях сказочных злодеек — вредной сестры Павы и ведьмы Завиды, сверяя свою работу с эскизами художника. В это же время в столярном цехе мастера создают декорации — вырезают из дерева пока еще бесцветные терема с маковками и резными ставнями. В постановке их будет немало: куклы смогут выглядывать из окон, перемещаться по сказочным пространствам и совершать чудеса.

В этом году в театре намечена еще одна премьера — спектакль «Кошкин дом». Постановкой займутся выпускники Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Также, по словам Петра Козеца, в репертуар вернется спектакль для взрослых «Цирк Шардам» по пьесе Даниила Хармса. В 2011 году его поставил в Благовещенске лауреат «Золотой маски» Алексей Смирнов в соавторстве с художником Екатериной Петуховой. На сцене театра кукол идет и другая их совместная работа с пометкой 16+ «Оскар и Розовая Дама» — драматический спектакль о тяжелобольном мальчике, затеявшем одностороннюю переписку с Богом.

Куклы из пеленок

Кроме недавних премьер, в репертуаре театра хватает сказок, на которых выросло не одно поколение зрителей. Так, почти 20 лет идут «Золотой цыпленок» и «Красная Шапочка», 28 лет — «Морозко», а спектакль «По щучьему велению» и вовсе разменял четвертый десяток. За 30 лет в постановке поменялись практически все исполнители, даже Емелю играет уже третий по счету актер. Обновились и сами куклы — из‑за уязвимости поролона, из которого сделаны их тела, век тряпичных героев не долог.

— Средний срок службы куклы — семь-десять лет. Потом поролон изнашивается, начинает сыпаться, и нужно его менять, — отмечает главный художник театра Олег Голощапов, работающий с куклами без малого полвека. — Но сейчас хотя бы нет проблем с материалом: можно найти ткани любого цвета и фактуры. В советское время достать ее было очень сложно, приходилось шить кукол из детских пеленок, расписывая их масляными красками. Правда, несмотря на нехитрые костюмы и декорации, тогда даже взрослые зрители выходили из театра со слезами на глазах. Например, многие плакали на спектакле «Царь-Водокрут», который шел у нас в 70—80‑е годы.

21

марта во всем мире отмечают Международный день кукольника

Олег Георгиевич признается: за десятилетия работы в театре из его эскизов родилось столько кукол и декораций, что выбрать среди них любимые просто невозможно. И тут же тянется за стопкой набросков, шутливо называемых «почеркушками», на которых изображены десятки вариантов одного и того же леса. «То, да не то, — улыбается Голощапов. — Вообще, режиссеру мне нужно показать всего три картинки, но я всегда готовлю больше. При этом делаю эскизы сразу в расчете на сценическое пространство, как чертеж: каждые пять сантиметров на бумаге — это метр на сцене».

Как любому художнику, Олегу Георгиевичу интереснее рассказывать о еще не воплощенных замыслах. Среди них — декорации к спектаклю «Два клена».

— Для этой сказки у меня есть идея совместить костюм и декорацию. Актер сможет надеть костюм избушки на курьих ножках, как рюкзак, а через открытое окошко будет работать с куклой, — увлеченно рассказывает Олег Голощапов.

Неуправляемые марионетки

Сегодня на сцене театра идет около 30 спектаклей. Особую атмосферу условности в них создают куклы, сделанные в различной технике, начиная с простых перчаточных и заканчивая довольно редкими теневыми. Последних можно увидеть в детской опере «Сказки феи» по мотивам «Сказки о глупом мышонке», в которой лишь один актер выходит к зрителям, а остальные управляют плоскими фигурками за экраном.

— У нас немало тростевых кукол: они имеют внутри сложную механику, благодаря которой актеры могут передать их рукам почти все человеческие жесты. Есть также планшетные куклы, которые умеют ходить по сцене. Ими управляют вдвоем или втроем, как, например, в спектакле «Оскар и Розовая Дама», — перечисляет Петр Козец. — На новогодних спектаклях мы часто используем ростовых кукол, а вот как таковых марионеток в наших спектаклях сейчас нет. Дело в том, что управлять ими тяжело: нити достигают двух метров, и дергать за них надо так, чтобы кукла именно шла, а не болталась, чтобы она правильно двигалась и передавала пластику человека. А вот спектакль с более простыми штоковыми марионетками у нас есть. Управлять героями «Зимовья зверей» артистам помогают вставленные в кукол штоки — железные прутья.

Впрочем, персонажем кукольного театра может стать любая вещь, будь то оберточная бумага или полиэтиленовый пакет. На умении работать даже с такими обыденными предметами построен пластический спектакль «Черно-белые метаморфозы», который идет на сцене Амурского театра кукол уже больше 10 лет. На глазах у зрителя артисты создают из незамысловатого реквизита эффектные и трогательные образы — стаю чаек, доверчивого щенка, загадочную даму. И даже рассказывают историю о скоротечности жизни с помощью всего лишь двух разноцветных платков.