— Александр, сейчас говорят, что сахар бывает двух видов: полезный и вредный. Как такое может быть?
— Дело в том, что сахар — это углевод, это главный источник энергии для организма. Но для организма важно, как именно этот углевод поступает в кровь. Если медленно, то это полезный сахар. Если быстро, это и есть вредный, опасный сахар.
— Чем же он вреден?
— Сахар — это вообще чрезвычайно опасный продукт. Он «легковоспламеняющийся». За счет этого своего качества он и дает много энергии. Но когда его в крови много, он активно взаимодействует с элементами сосудистой стенки — разъедает ее, создает значительные дефекты. Организм сразу же выделяет инсулин, чтобы уменьшить уровень сахара в крови. Но, во-первых, он не всегда успевает быстро это сделать. Во-вторых, не всегда «угадывает» дозировку — особенно у людей с талией больше 88 сантиметров. Поэтому сахар иногда может падать до критических отметок, вызывая головокружения и другие неприятные ощущения. Плюс ко всему сахар в таком большом объеме не всегда быстро и качественно усваивается тканями, так как организму в большом объеме он просто не нужен. И тогда его излишки откладываются на животе. А вот если человек привык употреблять «хороший» сахар, то есть тот, которые усваивается медленно, постепенно, то и его уровень в крови поднимается постепенно. И в этом случае сахар успевает усвоиться тканями, излишки его не образуются. Соответственно, не образуется и жир.
— И что же такое «хороший» сахар?
— Хорошие — это сложные сахара. Если говорить конкретно о продуктах, то это любые гарниры, макароны твердых сортов, черный хлеб, молодой картофель, бурый рис. И даже обычный картофель и белый рис, которые иногда относят к простым сахарам. По сравнению с настоящими «плохими» сахарами, которые содержатся в химических сладостях, десертах и даже в некоторых фруктах, картофель и рис — вполне безобидные продукты. Если в питании «медленные» сахара будут значительно преобладать над «быстрыми», то уровень сахара в крови будет стабильным.
— Какие болезни напрямую связаны с излишками сахара в питании?
— Ученые говорят о связи сахара и онкологических заболеваний. Дело в том, что раковые клетки очень «прожорливые», им нужно много энергии, и сахар для них — очень подходящий продукт. Ему «вменяют в вину» и сахарный диабет: современная медицина четко говорит, что перенапряжение инсулиновой системы, которая вынуждена постоянно утилизировать сахар, приводит к ее «поломке», или она просто истощается. Ожирение — это тоже «вина» сахара. Воспалительные заболевания кожи, всевозможные дерматиты и прочее — это тоже все от сахара: бактерии очень хорошо развиваются в «сладкой» среде.
— Телеведущая Елена Малышева как-то сказала, что она практически не употребляет сахара, так как не хочет в пожилом возрасте быть обузой для своих детей. Что она имела в виду?
— Думаю, что в первую очередь — опасность сахарного диабета. При избытке сахара сосуды постепенно теряют свою пропускную способность, могут закупориться мелкие сосуды, может начаться гангрена.
— Сочетания сахара с какими продуктами самые вредные?
— Очень вредно сочетание сахара и жира. Сахар плохо превращается в жир. Но жир превращается в жир легко — под влиянием инсулина. То есть, инсулин помогает пищевому жиру превратиться в жир человеческого тела. Если сахар употреблять отдельно, то инсулин повышается, но жир не «завязывается». Если отдельно потреблять жир, то жир есть, но нет ключика, который откроет дверь в жировые запасы. Этим ключиком и является инсулин. Поэтому сочетание сахара и жира опасно.
— Грубо говоря, выпить стакан сладкого чая — это практически безобидно. А если к нему добавить бутерброд с маслом и сыром, то это уже другая картина, с «инсулиновым ключиком»?
— Хлеб с маслом – это вообще опасное сочетание…
— Но такой бутерброд на завтрак давно стал «русской народной» едой…
— Да, это удобно, сытно, но вредно.
— А в каком возрасте сахар наиболее опасен для организма?
— Для здоровья детей сахар, может быть, и не так опасен. Но у него есть одна особенность: он вызывает зависимость. Формируется вредная пищевая привычка. Она на всю жизнь и в будущем приведет к проблемам со здоровьем.
— Александр, есть мнение, что люди умственного труда должны «подпитывать» мозг глюкозой. То есть им необходимы сладкие продукты. Что вы об этом думаете?
— Мозгу нужен сахар, но в виде сложных углеводов, которые мы берем из крупяных каш, макарон, фруктов. Мозгу совершенно точно не нужен сахар, «добытый» из жирных десертов. И я не думаю, что у работников умственного труда потребность в сахаре больше, чем, например, у трактористов. Это все обоснования, которыми прикрываются любители сладкого.
— Между тем торговля и сфера питания предлагают всевозможные сладости, десерты, выпечку… Это так красиво и соблазнительно. Как шутят юмористы, «хочешь не хочешь, а хочешь!» Что с этим делать? Закрывать глаза на эту красоту? Или иногда можно устраивать себе «загрузочные дни»?
— Есть такое понятие, и наши предки его придерживались — праздничная еда. То есть в праздник можно съесть кусочек торта и конфету. А в будни не нужно этого делать. Ведь не было у нас никогда такого, что в любой день открываешь холодильник, а там торт! Торт всегда был по каким-то праздникам, по особым случаям. И это правильно.
— Офисные работники по десять раз в день пьют чай. И мало кто — без сахара. Какая допустимая норма этого продукта в сутки?
— Сложный вопрос. Мы в клинике «Доктор Борменталь» отдаем сахару 20 процентов от суточной калорийности. То есть если человеку положены 2 000 килокалорий в сутки, то 300 или 400 калорий можно «отдать» на сахар, но при условии, что он будет употреблен отдельно от жира. Теперь давайте посчитаем. Чайная ложка сахара — это 10 граммов, 40 калорий. Получается на день — 8-10 чайных ложек. Но некоторые ведь 3 чайных ложки на стакан кладут! Три чашки выпил — и лимит израсходован.
— А что про мед скажете? Старшее поколение считает его панацеей от всех болезней.
— Наши предки мед рекомендовали, да. Но они не рекомендовали его есть ложками или банками. Поэтому я не вижу проблем с медом. Он полезнее, чем простой сахар, калорийность его немного поменьше. Но в целом мед — это тот же сахар. Сказать, что он более мягко усваивается, нельзя. Вообще все эти попытки «смягчить» вредность сахара — «а я ем только бурый сахар», «а я — только тростниковый» — это самообман. Практически это то же самое, что и обычный сахар. Возможно, плюс-минус пять процентов от его калорийности. Поэтому я не вижу смысла в этих «подменах».
— А что полезнее: чай с сахаром или чай без сахара плюс булочка с ложкой варенья?
— В варенье меньше калорий — там же еще ягоды. Но принципиальной разницы я не вижу. Мы же говорим о поднятии уровня сахара в крови. Так вот, варенье его тоже поднимет.
— А физическая нагрузка помогает убирать излишки сахара в крови?
— Регулярная физическая нагрузка приводит к тому, что мышцы становятся более чувствительными к сахарам. Потому что они знают, что сахар им может пригодиться, когда будет физическая нагрузка. То есть физическая нагрузка снимает инсулинорезистентность. Это означает, что инсулин начинает лучше «заталкивать» сахар в клетки. Но тут существует такая опасность. Человек может взять на вооружение такую схему: съел лишнего, а потом в спортзале «отработать грех». Как только прибегаешь к этой схеме, в голове срабатывает механизм: «Теперь я могу грешить». И грешить получается хорошо, а отрабатывать, как правило, не очень. Есть еще такое понятие, как «углеводное окно». Это означает, что все углеводы, которые ты съешь в течение получаса после физической нагрузки — они мгновенно сгорят. Я как-то бежал 20 километров, рядом со мной бежали девушки. Они признались, что бегут они ради вот этого «углеводного окна». Сначала кросс, а потом — награда в виде тортов и пирожных. Но на практике получается, что человек съедает на 100 тысяч калорий, а отрабатывает с помощью физической нагрузки только 1 000 калорий, и при этом дает себе обещание «сжечь» их «потом». Практика показывает, что эта психология не позволяет поддерживать здоровый вес.
— Пишут, что очень много сахара в газировках. Это правда или очередной антирекламный ход?
— А давайте посчитаем. В 100 граммах газированных напитков в среднем 40 калорий. Получается, в 100 граммах напитках — одна чайная ложка сахара. Если взять литровую бутылку — в ней около 10 чайных ложек сахара. Ну, может быть, 12, если напиток более калорийный. Но литр жидкости еще нудно умудриться выпить, согласитесь!
— Но если человек в летний день постепенно выпивает литр газировки, он свой суточный лимит сахара исчерпал?
— Получается, что так. Ну тут плохо еще и то, что он пьет, скорее всего, на голодный желудок. А углекислый газ «вбивает» этот сахар в желудок, то есть он мгновенно всасывается. И из-за этого сахар в крови резко повышается.
— А есть прием, который поможет избавиться от тяги к сладкому?
— Есть. Это полный отказ от сладкого. Конечно, придется проявить силу воли, не без этого. Но в награду за это через какое-то время восстановится чувствительность вкусовых рецепторов. И человек начнет различать менее насыщенные вкусы в тех продуктах, которые имеют натуральный, а не химический вкус — в крупах, овощах, ягодах и фруктах. И поймет, что жизнь может быть сладкой и без сахара.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии