Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Участники круглого стола

Виктория Еремина, 

директор лицея АмГУ: «Интернет — это быстро, удобно, это помогает развиваться и учиться нашим детям».

 

Инна Макарова, 

к. п. н., доцент кафедры психологии и педагогики АМГУ: «Есть сайты с экстремистской информацией, разжигающие расовую ненависть, пропагандирующие анорексию, булимию».

 

Варвара Ковалевская, 

руководитель по развитию бизнеса на массовом рынке Амурского отделения ДВФ ПАО «МегаФон»: «Наша компания предоставляет услугу «Детский интернет», которая ограничивает доступ к сомнительным сайтам».

 

Наталья Третьякова,

уполномоченный по правам ребенка в Амурской области: «Современные папы и мамы в большинстве своем — дети девяностых, не все из них в полной мере понимают, что есть интернет сегодня».

 

Александр Синичук,

руководитель амурского отделения Национальной родительской ассоциации, многодетный отец: «Прихожу домой после работы, открываю браузер и смотрю историю запросов, сайты, куда заходила моя дочь».

 

Наталья Кора,

 к. п. н., доцент кафедры психологии и педагогики АмГУ: 

«В виртуальности дети часто очень агрессивны, потом они начинают переносить эти оскорбления реальную жизнь».

 

Иван Полица,

начальник отдела массовых коммуникаций и персональных данных управления Роскомнадзора по Амурской области: «Сегодня у вас получилось с помощью каких‑то программ зайти на запрещенный сайт, а завтра уже нет».

***

Сетевые страсти

АП: Можно ли в нашей области говорить о проблеме интернет-зависимости, так ли она актуальна для нас?

Варвара Ковалевская: Хочу отметить, что для Амурской области эта тема особенно актуальна — Приамурье входит в тройку лидеров по количеству интернет-пользователей среди жителей Дальнего Востока. По данным нашего оператора, практически половина пользователей всех услуг связи приходится на интернет-пользователей. Количество базовых станций LТЕ на человека в Амурской области приравнивается по этому показателю к Московской области и Санкт-Петербургу. Это говорит о том, что интернет-услуги в нашем регионе очень востребованны.

40

тысяч сайтов сейчас находятся в запрещенных списках Роскомнадзора, информация обновляется дважды в день

Наталья Третьякова: Интернет признали одним из величайших достижений 20‑го века, и с этим никто не будет спорить. Но сегодня наступило такое время, в развитии интернета или самого общества, когда ребенок в Сети подвержен различным рискам. И об этих рисках нужно говорить, чтобы их нивелировать. Причем рассказывать не только детям, но и родителям. Ведь сегодняшние папы и мамы в большинстве своем — дети девяностых, не все из них в полной мере понимают, что есть интернет сегодня.

 

Инна Макарова: Сегодня психологи выделяют несколько видов рисков Всемирной сети. Первое — контентные риски. Это сайты с экстремистской информацией, разжигающие расовую ненависть, пропагандирующие анорексию, булимию и другие расстройства, которые граничат с нормой или патологией психического развития. Также нужно фильтровать получаемую из интернета информацию от нецензурной лексики, которую дети потом начинают использовать в повседневной жизни.

Вторая группа рисков — коммуникационные. Троллинг (социальная провокация в Сети — Прим. ред.) дети воспринимают как шутку — с их точки зрения, в этом нет ничего опасного.

Наталья Кора: В виртуальности дети часто очень агрессивны. А потом они начинают переносить эти оскорбления в реальную жизнь. Путают реальность и виртуальность.

Инна Макарова: Троллинг и подобные вещи — это еще и вопрос самооценки. Есть дети, которые не умеют подать себя в нашем обществе, они пользуются этим ресурсом для самоутверждения. Это вторая виртуальная личность, которая может существовать отдельно от ребенка.

Приведу пример из практики психологов. Родители были уверены, что с их ребенком все нормально — хорошо учится, с плохими компаниями не связывается. А потом случайно обнаружили интернет-переписку ребенка. И выяснилось, что ребенок представляет себя представителем другого пола. Или лицом, потерпевшим психологическое или физическое насилие, причем от членов своей собственной семьи. Это форма самозащиты. Если ребенок чувствует себя неуспешным — он способен усугублять проблему, чтобы привлечь к себе внимание. Результат — измененное состояние психики, инверсии.

И троллить он может до определенной поры, пока не перейдет границы, которые нарушают права другого человека. И не поймет этого. А ведь таким образом можно нарушить не только свою психику, но и другого ребенка. Сегодня 60% зависимых от интернета детей не имеют нормальной зрелой социальной коммуникации с ровесниками. Встречаясь в лагерях, они не знают, о чем друг с другом разговаривать. Они не умеют выстроить диалог и спросить — что ты читал, чем занимаешься.

Третий вид рисков — электронные. Речь идет о хищении информации и информации персональных данных. Насколько важно использовать чужую информацию. Пример: есть дети, которые, чтобы оплатить какую‑то дорогую игру, которая им сейчас необходима, берут карточку родителя и вводят ее номер.

Виртуальные плюсы

АП: Знаете, после таких ужасов хочется просто забрать у детей клавиатуру или гаджет и не отдавать никогда.

Наталья Кора: На самом деле это плохой выход из ситуации: лишение интернета может спровоцировать негативную реакцию, и ребенок будет искать пути, и найдет их, чтобы войти обратно в Сеть.

Виктория Еремина: Невозможно оторваться от действительности и просто отказать своему ребенку в интернете. Ведь чем строже запрет, тем больше туда тянет. Мы живем в социуме, его ровесники пользуются интернетом, и запретом мы отказываем ему в общении с ровесниками, которые этим тоже пользуются. А это все же большой минус, потому что ребенок счастлив, когда его принимает общество.

Инна Макарова: Поймите, интернет-культура — один из аспектов нашего культурного развития. Мы можем не верить, закрыть глаза. Но проблема от этого не исчезнет. А если феномен есть, значит, культуру поведения в нем надо формировать.

Виктория Еремина: Интернет сам по себе в принципе не может быть плохим или хорошим. Когда‑то к нам пришло телевидение, пришли автомобили. Мы же не говорим сегодня, что машины — это зло. Мы учим детей переходить дорогу по правилам. То же самое касается и Всемирной сети.

Вопрос в том, как использовать интернет. Как учитель могу сказать, что в нашем образовательном учреждении мы не отказываемся от интернета, а учим извлекать из него пользу. Можно пользоваться тем же телефоном на уроке. Есть множество образовательных ресурсов, и я сейчас говорю не про Википедию, действительно хороших образовательных ресурсов, где можно получить новую информацию. Иногда эту информацию нигде, кроме интернета, не получится узнать — нет соответствующей книги в библиотеке, например. Интернет — это быстро, удобно, это помогает развиваться и учиться нашим детям. И полностью отказаться от интернета, от тех возможностей, в том числе и образовательных, которые он дает, мы не сможем.

Наталья Кора: Интернет — великая сила, которая много дает не только школьникам. С его помощью у дошколят, кроме познавательной активности, можно сформировать, например, развитие познавательной сферы. Внимание, память, мышление, воображение — все познавательные процессы можно развивать с помощью ресурсов Сети. Например, развивающие игры. Они стимулируют соревновательную активность, мелкую моторику пальцев рук, когда идет работа с мышкой или клавиатурой.

Иван Полица: Интернет часто называют помойкой. Но я считаю, это библиотека, в которой есть все. Вопрос, что вы возьмете с полки. Ведь в Сети огромное количество полезных ресурсов. Например, не сочтите за рекламу, сайт «Антропогенез.ру» (antropogenez.ru — Прим. ред.) Там очень много информации о современном подходе современных ученых о возникновении жизни на земле. Особенно интересно будет для тех, кто интересуется древним миром. Никакой рекламной шелухи там нет, зато есть интересная информация. Еще один ресурс — «Лекториум» (lektorium.tv). Там замечательные лекции наших современных педагогов. От географии, геометрии до изу­чения ямба и хорея.

Елена Рудакова: Мы занимаемся просветительской работой с родителями, рассказываем, какой вред могут нанести ребенку некоторые современные мультфильмы. Тогда папы и мамы спрашивают нас, что же смотреть их детям. Есть прекрасный Терамульт (teramult.com). Там собраны безопасные для психики ребенка мультфильмы.

Варвара Ковалевская: У нашей компании есть услуги, помогающие ограничить ребенка от непроверенного контента: «МегаФон. Киоск», «МегаФонТВ» и другие. Доступ к онлайн-библиотеке Bookmate (более 650 000 книг на разных языках), и это информация из абсолютно легальных источников. Она проверена, имеет сортировку с возрастными ограничениями. Есть прекрасная услуга «Детский интернет», которая ограничивает доступ к сайтам, содержащим нежелательную информацию, и база таких сайтов ежедневно обновляется. Уже сейчас заблокировано более чем 500 миллионов сайтов, в том числе интернет-ресурсы, предназначенные для взрослой аудитории, связанные с реализацией товаров, оборот которых запрещен, азартными играми и прочими опасными категориями, а также сайты, используемые для обхода фильтрации.

Современный мобильный интернет позволяет родителям всегда знать, где сейчас находится их ребенок. Услуга «Радар» по запросу определяет местоположение гаджета.

Родители на страже

АП: Что должны делать родители — запретить детям пользоваться мобильными устройствами?

Наталья Третьякова: Наша цель не ограничить интернет, а научить правильно им пользоваться. И не только детей, но в первую очередь — родителей. Для этого мы проводим разъяснительную работу с мамами и папами, учим их выявлять опасные для ребенка сайты в интернете.

Елена Рудакова: Родительская медиакомпетентность — это главный щит. И Амурская область владеет опытом подготовки родительской медиабезопасности. Мы единственный регион России, где проводится такая программа, как «Родительский медиапатруль». И родители могут в любой момент обратиться к уполномоченному по правам ребенка по Амурской области или в наш экспертный совет, и мы разбираем каждый такой случай. Если факт угрозы детям есть, доводим информацию до Роскомнадзора.

Иван Полица: На сегодня в запрещенных списках Роскомнадзора более 40 тысяч сайтов, и информация обновляется дважды в день.

АП: Это не борьба с ветряными мельницами? Вы закрываете одни сайты — открываются новые с тем же контентом.

60

процентов зависимых от интернета детей не знают, о чем разговаривать со своими сверстниками, не умеют выстроить диалог и спросить, что читал, чем занимаешься

Иван Полица: Конечно, нарушители ищут способы обойти запрет. Но и мы не стоим на месте. Сегодня у вас получилось с помощью каких‑то программ зайти на запрещенный сайт, а завтра уже не получится. Это вечная борьба, как и с преступностью в целом. Бесполезно и неправильно будет не бороться с этим

В нашем обществе до сих пор бытует мнение, что в интернете можно остаться анонимным и, следовательно, делать что‑то безнаказанно. Эдакий привет из девяностых, когда достаточно было скрыть себя за ником и аватаром, чтобы никто не знал, кто ты на самом деле. А ведь вычислить человека несложно. И за оскорбления в виртуальном мире вас накажут в соответствии с законом в мире реальном. У нас уже были такие прецеденты, когда суд присудил оплачивать моральный ущерб истцу, которого в интернете оскорбил ответчик.

АП: Получается, виртуальность — такая же реальная сфера нашей жизни. В ней хватает и плохого, и хорошего, отказаться или закрыть глаза на нее не получится. Значит, нужно учить детей жить в виртуальном мире, как мы учим их это делать в мире реальном.

Родительский контроль

Александр Синичук: Я считаю, что главная ответственность здесь лежит на родителях. Это их обязанность — контролировать, что именно ребенок делает в интернете. У меня трое детей, но тем не менее я прихожу домой после работы, открываю браузер и смотрю историю запросов, сайты, куда заходила моя дочь. И да, я могу сказать, что знаю, как мой ребенок проводит время в интернете.

Варвара Ковалевская: Будем откровенны, большинство родителей работают, а после рабочего дня есть еще домашние обязанности. И порой просто физически нереально успеть отследить каждый шаг своего ребенка в интернете. Поэтому помощь современных телекоммуникационных средств просто необходима. Еще один из плюсов — современный мобильный интернет позволяет родителям всегда знать, где сейчас находится ваш ребенок. У нас есть услуга «Радар», которая по запросу определяет местоположение гаджета.

Кроме того, «МегаФон» регулярно проводит в школах уроки мобильной грамотности. На них школьники и родители узнают об особенностях работы в интернет-пространстве, о различных мошеннических схемах, которым могут подвергать наших детей, и мобильный этикет.

Виктория Еремина: Я думаю, такие уроки актуальны и для родителей. Не все родители могут и умеют это контролировать и знают, как это сделать.

Приамурье входит в тройку лидеров по количеству интернет-пользователей среди жителей Дальнего Востока.

Совместный вывод

АП: Как сделать так, чтобы ребенок сидел не в социальных сетях, а на полезных ресурсах?

Елена Рудакова: Родитель должен быть примером. Никакие курсы, никакие советы без этого не будут эффективны.

Елена Рудакова,

к. и. н., председатель Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Амурской области:

 

«Родитель должен быть примером, никакие советы без этого не будут эффективны».

Наталья Кора: Мамы и папы должны не просто предлагать сайты, но вместе их изучать, показывать путь, где их можно найти. И при этом с ними должны смотреть. Если родителям интересны образовательные ресурсы, то и ребенок будет получать из интернета полезную и интересную информацию.

Инна Макарова: Есть еще прием, позволяющий понять, чем живет твой ребенок. «Расскажи мне о трех новых вещах, которые ты узнал за день: что потрясло, что огорчило и что порадовало». Очень хороший психологический прием. И ребенок не сможет не рассказать, в итоге он выйдет на контакт. Но в обмен на это взрослый должен делиться своими переживаниями, чувствами и впечатлениями.



 

Возрастная категория материалов: 18+