• Фото: Архив АП
  • Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Архив АП

Товаров меньше, но они дороже

Выводы делать рано, однако первое полугодие 2016 года имеет все шансы стать переломным в деле международного сообщения Приамурья и Поднебесной. Число наших туристов в КНР заметно растет, тогда как китайских туристов на амурской земле становится меньше. За шесть месяцев поток гостей из Китая снизился на восемь процентов по сравнению с таким же периодом прошлого года. Число россиян, желающих посетить КНР, стало на 20 процентов больше. Заметные изменения переживают и торговые взаимоотношения.  

— Если говорить о Благовещенске, то надо признать, мы по-прежнему находимся в сложной экономической ситуации, живем в условиях санкций. Тем более уменьшение товарооборота началось еще в 2012 году. Однако в первом полугодии 2016 года можно отметить первые признаки стабилизации. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, снижение объема перевозок товаров практически остановилось, — рассказал на пресс-конференции, посвященной работе таможни за полгода, начальник Благовещенской таможни Михаил Сорокин. — Если физический объем товарооборота снизился на 5,4 процента по сравнению с первым полугодием прошлого года, то общая стоимость различной продукции, перемещенной через границу, возросла на 8,8 процента. То есть возить стали меньше, но более дорогие товары.

Ширпотреб больше не востребован

По словам сотрудников таможенной службы, стоимость экспорта в общей структуре товарооборота почти не изменилась и составила 141 миллион долларов США. Зато стоимость импорта за шесть месяцев выросла на треть и практически достигла 90 миллионов долларов США. Причем сегодня россияне более разборчивы в выборе заграничных покупок, нежели год назад, и уж тем более по сравнению с 90-ми годами прошлого века. Наибольшие потери несет китайский ширпотреб.

231

миллион долларов США составил товарооборот между Россией и Китаем в первом полугодии 2016 года. По сравнению с тем же периодом прошлого года он вырос на 8,8 процента

Текстиль, одежда и обувь как виды продукции в числе аутсайдеров грузопотока из Китая. В общей массе их доля не превысила в первом полугодии и трех процентов — сущий мизер. Лидерские позиции в предпочтениях российских импортеров отданы технологическому оборудованию, машинам и другим транспортным средствам. Общая стоимость ввезенной продукции этой категории за шесть месяцев дошла до отметки в 60 миллионов долларов. Причем Амурская область не является единственным потребителем — значительная часть китайской техники идет в другие регионы.

Не менее любопытно выглядит структура экспорта российской продукции в Китай. Если раньше туда нескончаемым потоком шли руда и лес, то сейчас на первое место вышли продовольственные товары. Помимо сои и зерновых, которые начали вывозиться еще в прошлом году, теперь Поднебесная активно  закупает мед, кукурузу, пшеничную муку, сою и соевое масло, кондитерские изделия, соки. Удельный вес российского продовольствия практически достиг половины объемов всего товарного потока в КНР, идущего через Благовещенскую таможню.

На втором месте — минералы, а точнее, железорудный концентрат. Касается это нерюнгринских рудодобывающих компаний. Их доля в экспорте — 22,1 процента. Лесоматериалы замыкают тройку лидеров, их доля меньше 10 процентов в общей массе. Столь заметное снижение объемов вывоза одного из наиболее популярных экспортных продуктов специалисты связывают с экономической ситуацией. Экспортерам не выгодно поставлять лес: цена в Китае на него упала, а транспортные расходы выросли.

Китайские «фонари» в опасности

Как отмечают в Благовещенской таможне, рынок начал самостоятельно регулировать экспортный грузопоток. Не секрет, что с падением рубля и подорожанием юаня многие китайские граждане примерили на себя роль российских челноков, «фонарей» и «кирпичей» образца девяностых годов прошлого века. Приезжают в Амурскую область с единственной целью — купить больше российской продукции и вывезти ее на родину в ручной клади, то есть «для своих нужд», избегая уплаты пошлин.

Гости из КНР вывозят продукты в ручной клади якобы для личных нужд. Большая часть такого груза отправляется на прилавки многочисленных «русских магазинов» в Хэйхэ и других городах Китая. На том берегу уже выросли целые «медовые» и «кондитерские» улицы.

Значительная часть такого груза незамедлительно отправляется на прилавки многочисленных «русских магазинов» в Хэйхэ и других городах Китая. Как отмечают наши соотечественники, на том берегу выросли целые «медовые» и «кондитерские» улицы.

Придать этим товарам статус грузовой партии, взимать необходимые сборы и пополнять бюджет мешает отсутствие законодательных ограничений. Нигде не оговорено, сколько и чего китайский гражданин может отвезти на родину. Впрочем, возможный ввод ограничений может ослабить китайский интерес к российскому шоколаду или меду. В этом случае под ударом в первую очередь окажется российский производитель.

334999

человек пересекли границу в пунктах пропуска Благовещенской таможни в обоих направлениях в первом полугодии этого года. Это на 6 процентов больше, чем за шесть месяцев 2015 года

Как поясняет Михаил Сорокин, сейчас проблема теряет актуальность. Китайские челноки выдавливаются с рынка более крупными торговыми компаниями. Поставки российских товаров в Китай приобретают больший масштаб — на том берегу Амура все меньше интереса к небольшим партиям. Ставки делаются на договоры о долгосрочных гарантированных поставках. По этой же причине количество участников внешнеэкономической деятельности на российско-китайской границе падает.

— На смену мелким фирмам приходят крупные торговые компании. Практически не осталось фирм-однодневок, которые проводили одну, две сделки и на этом сворачивали свою деятельность. Остаются наиболее солидные, добросовестные, стабильные предприятия, — подчеркнул глава Благовещенской таможни. — Если в первом полугодии прошлого года у нас работали 406 подобных предприятий, фирм и частных предпринимателей, то сейчас их всего 375.

Турпоток через границу*

— 185 000 граждан России;

— 149 975 граждан Китая.

 

* — за 6 месяцев 2016 года через пункты пропуска Благовещенской таможни.

 

 

Возрастная категория материалов: 18+