http://nokino.bizhttp://nokino.biz

Американские «Семерки» удивительным образом совпадают по хронометражу: и если Стерджесс за свои два с половиной часа (хоть и нежданно-негаданно) сделал любимую картину советских граждан, то проект Фукуа ориентирован исключительно на звездно-полосатую нацию. Он и действие перенес в США, где, выходит, творится удивительный бардак и вооруженные бандформирования то и дело затевают массовую резню, дабы вести свой вполне легальный бизнес. Он и флажочки расставил. Герои то и дело начинают вести задушевные разговоры о былой войне Севера и Юга или просто упоминают о ней в беседах. А чего стоит вываливающаяся из всего, из чего вообще здесь можно вывалиться, фраза про президента Линкольна! Внешняя оболочка новой «Великолепной семерки» — это не личный героизм, как это было ранее, а способность общества сплотиться перед лицом общей беды под началом афроамериканца. В этой роли выступает благородный убийца Сэм Чизем в исполнении Дэнзела Вашингтона, который по традиции хорош. Хорош и его персонаж: настолько, что, в принципе, смог бы организовать круговую оборону христианской общины и без остальной шестерки. Но это была бы совсем другая история, и тоже — не самая оригинальная.   

Фукуа и Вашингтон отдают себе отчет, насколько веское слово сказал Квентин Тарантино по поводу черного и белого на Диком Западе, поэтому Чизем — это такой афроамериканец, афроамериканскости (простите за термин) которого никто как бы не замечает. На память приходит герой незабвенного рассказа Бориса Акунина, в котором есть герой по имени — бывают же совпадения — Вашингтон. Вряд ли создатели «Семерки» читали эту новеллу, но это один типаж: парень, который так остроумно отвечает огнем револьверов на эскапады по поводу цвета его кожи, что все в округе давно перестали на эту тему рассуждать вслух. Чизем, само собой, охотится за головами, но как-то без души, пока не узнает о бизнесмене, устроившем террор в беззащитном городишке. Он мигом собирает команду из разнообразных пьяниц, убийц и сумасшедших, которые в одной связке оказываются необычайно милы. Тут вам и Крис Пратт в роли пьяного-ирландца-бабника-картежника, и Итан Хоук в ипостаси мятущегося ветерана все той же войны, и даже Тимоти Олифант, которому в качестве персонажа досталось нечто вроде толкиеновского Беорна. Менее знаменитые актеры воплощают мексиканца в розыске (хотя, на мой взгляд, они там все в глубоком розыске), изгнанного из племени индейца в стиле панк и азиата с ножиками, про которого в случае чего говорят: «Это мой слуга». 

Вся эта рекрутинговая кампания занимает добрую половину фильма и местами откровенно провисает, потому что Фукуа нужно чем-то заполнять пространства между жестокими и не очень аттракционами. Он заполняет их диалогами, в которых не оставляет ни малейшего местечка юмору: немного старается герой Криса Пратта, но и его постановщик постоянно обрывает на полуслове — взять, к примеру, сцену с обучением новичка стрельбе. Зритель же, избалованный Тарантино и не только, довольно долго надеется, что его все-таки насмешат. Однако фильм старательно держит постную мину, как будто готовит не красивую, долгую и почти бескровную перестрелку (рейтинг не позволяет), а некую общенациональную драму, перед лицом которой вообще не до шуточек. Здесь следует вспомнить, что сценарием занимался Ник Пиццолато, создатель «Настоящего детектива» — но в «Семерке» нет присущей сериалу мрачности, есть только торжественное равнение на финал. Герои то и дело напоминают друг другу о готовности умереть неизвестно где непонятно за что, никто не пытается «сдать назад» и даже в злополучном городке нет ни одного завалящего коллаборациониста: только самоустранившиеся. Но всем понятно, что потом, когда они вернутся, им будет стыдно. 

Злобный злодей, олигарх и человеконенавистник Бартоломью Боуг (Питер Скарсгаард), которому предоставлена честь открыть спектакль, исчезает со сцены практически до самой развязки. Этот ход можно было бы назвать удачным, если бы Пиццолато и Фукуа удосужились пририсовать персонажу хоть что-нибудь, кроме туловища, конечностей, головы и негодяйства. В финале он и вовсе оказывается жалкой размазней, которая могла бы построить эту свою криминальную империю разве что в компьютерной игре. При этом бойцы сотнями идут на смерть по одному его слову и даже не обижаются, когда их расстреливают из пулемета Гартлинга вместе с противником. Что ж, так надо, наше дело правое, как бы говорят они, продолжая воевать на одной ноге. Сюжетных вопросов вообще многовато для вестерна: все эти жители-христиане, которые приходят на воинский призыв с вилами-лопатами, а потом каждый откуда-то вынимает винтовку с боеприпасами, и так далее. К тому же создатели «Семерки» намечают несколько сюжетных линий, которые вообще забывают завершить: может, это должно придавать некоторым героям загадочности, но вместо этого самым обыкновенным образом раздражает. 

Фукуа, безусловно, мастер своего дела, когда герои отбрасывают в сторону вечерние посиделки в салунах с беседами о совах и саркофагах и берутся за оружие. Генеральное сражение сделано со вкусом, массовка именно целится и попадает, а не палит в белый свет, а оператор «Аватара» Мауро Фиоре знает толк в широком взгляде на происходящее. Еще один безусловный плюс — за лаконичные поединки, которые обычно превращают в долгие и никому не интересные сражения. Есть и удачные сценарные решения — скажем, роль Итана Хоука могла бы стать одной из лучших в его карьере, если бы этого героя сначала не выпнули под зад, а потом не вернули в образе раскаявшегося воина за справедливость. «Семерка» могла бы сделать достаточно серьезную заявку в жанре, но этому всю дорогу что-нибудь да мешает. К тому же Фукуа упускает великолепную возможность сделать запоминающийся постмодернистский финал, предпочитая ему поспешный отъезд в прерию под слова превеликой благодарности. Ну, и вот этих еще похороните.

Возрастная категория материалов: 18+