На сцене театра драмы в рамках внеконкурсной программы «Амурской осени» он сыграл моноспектакль Facebook, герой которого иронизирует над зависимостью от интернета, но в то же время находит в этом явлении положительные стороны.
По замыслу режиссера постановки Галины Полищук, человеческое общение даже в виртуальном мире может быть искренним. Вопрос в том, способны ли люди соблюсти баланс между подлинными чувствами и их виртуальной интерпретацией. Герой спектакля, офисный сотрудник Томас Бертанс с этой задачей справляется не слишком блестяще: он называет себя антифейсбукчанином и смеется над пользователями, которым лайки под фото важнее искреннего одобрения друзей. При этом сам он не находит времени, чтобы приехать к родным, и не успевает сказать близким теплые слова, оправдываясь мнимой независимостью и свободой.
Спектакль — своего рода социальное исследование: сам текст пьесы основан на реальной переписке людей в Facebook, а во время действия Андрис Булис постоянно прощупывает реакцию зала, задавая зрителям вопросы и на ходу анализируя их ответы. К примеру, бурные аплодисменты вызвало процитированное актером опасение Альберта Эйнштейна, что однажды технологии превзойдут простое человеческое общение, и тогда мир получит поколение идиотов. «Я так понял, в зале есть люди, которые согласны с Эйнштейном», — с улыбкой прокомментировал Андрис. Вступая в диалог со зрителем, актер также пытался выяснить, какие профессии сегодня в моде, можно ли быть другом любимой женщины и что обычно люди пишут в комментариях к статусам.
Вместе с героем, перелистывающим странички в Facebook, зал смеялся над его виртуальными собеседниками, узнавая в них себя. Скучали разве что зрители постарше, для которых wi-fi, лайк или трекер — довольно туманные понятия, но и покидать зал эти люди не спешили. Между тем герой Андриса Булиса продолжал делиться коллекцией причуд наших современников, четверть которых, по подсчетам экспертов, зависима от всемирной паутины. Одни публикуют в соцсетях мудрые высказывания великих, стараясь подчеркнуть собственную интеллектуальность, другие не отрываются от гаджетов во время встречи с близкими, третьи переживают не из-за развода с женой, а из-за удаления из друзей.
В спектакля не обойдена и тема ников, за которыми часто скрываются пользователи соцсетей. По наблюдениям героя постановки, люди часто выбирают в качестве аватаров узнаваемые образы из кино в роде Дарта Вейдера или Радистки Кэт. Но и здесь не все так однозначно, ведь за каждым псевдонимом стоит самый настоящий человек, с которым можно наладить реальный контакт. Персонажу спектакля это удается: он знакомится с девушкой Алис, пишущей в Facebook под ником Временно доступен, и влюбляется в нее. Выходит, соцсеть не только разобщает, но и сближает людей. Герой переживает и другие реальные эмоции, рассказывая о собаке соседа, которую ему пришлось оставить у себя, или о хоккейном матче, где при пересечении шайбой красной линии загорается лампочка — как символ того, что произошло нечто особенное.
Чувствовать себя особенным и демонстрировать это другим — подобный мотив движет многими людьми, рассуждает персонаж Андриса Булиса. Ради этого пользователи соцсетей и делятся эмоциями, рассказывают о своих достижениях и провалах, встречах и расставаниях, становясь иногда даже слишком откровенными.
— Все-таки Facebook — хорошая вещь, ведь он сохраняет нашу историю, те моменты нашей жизни, которые потом исчезают, — размышляет герой спектакля. — Если не удалить аккаунт после смерти человека, там останется все, чем он жил: радости, поражения, победы, одиночество, любовь. И это сможет даже больше свидетельствовать о нашем существовании, чем надгробие.
Однако прежде, чем написать о своих чувствах в соцсети, их нужно пережить на самом деле. Facebook — это аналог нашей памяти, но он не заменит звонка матери, похода с другом на хоккей или признания в любви.
Андрису Булису удалось владеть вниманием зала почти два часа. После спектакля он поблагодарил публику за интерес к его работе, а организаторов фестиваля — за доверие. «Большое спасибо «Амурской осени» и Сергею Новожилову, которые рискнули пригласить меня сюда. Этот спектакль я играл на русском только два раза, — признался актер. — В прошлом году я побывал на фестивале в первый раз и сейчас согласился сыграть здесь, потому что почувствовал, какой у вас зритель, как он принимает всех артистов и с каким удовольствием они здесь выступают. Могу сказать, что в Благовещенске я получил самого крутого зрителя».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии