Умная столовая стала одним из главных ноу-хау последнего времени. В благовещенской школе № 26 этой системой активно пользуются, причем совместили ее с системой контроля доступа: и покупки в столовой, и проход через турникет происходит с использованием одной пластиковой карты. В школьном холле стоит банкомат, с его помощью дети кладут на карту полученные от родителей деньги. А затем отправляются в столовую выбирать блюда — меню можно посмотреть на мониторе у кассы. При расчете картой программа сразу же фиксирует время покупки завтрака или обеда, количество, состав и вес блюд, потраченную на питание сумму. При желании родители могут подключить СМС-оповещение или ограничиться просмотром чеков. Это помогает контролировать питание школьников, которые любят отдавать предпочтение булочкам, а не горячим обедам.
— По вечерам я показываю чек из столовой маме или папе, они смотрят, что я покупала, а в чеке, который выдает банкомат, написано, сколько я положила денег и какой у меня баланс. Но деньги могут положить мне и родители, — рассказала шестиклассница Маша Карпеченко. — Я очень рада, что у нас появилась электронная столовая, это очень удобно. раньше мелочь шебуршала в кармане, деньги могли потеряться. А карточку, если потерялась, легко восстановить. А когда я находила потерянные кем-то карточки, смотрела с помощью банкомата, кому они принадлежат, и возвращала.
Сами школьники говорят, что пользоваться интеллектуальной столовой просто. Вставив карточку в банкомат, можно без труда пополнить счет, отправив деньги в купюроприемник, и посмотреть баланс. Все как во «взрослом» банкомате. «Нам стало намного легче, мы подолгу не ждем сдачу, быстренько покупаем, кушаем и без опозданий успеваем на уроки», — наперебой рассказывают ученицы 26-й школы.
В будущем в электронных столовых введут стоп-лист: школьникам не будут продавать запрещенные родителями продукты.
Директор учебного заведения Татьяна Гранкина отмечает: такая система еще и исключает появление в руках у детей грязных купюр, а потому соблюдаются гигиенические требования. Умная столовая облегчила задачу и классным руководителям. Теперь, не выходя из кабинета, они могут формировать заявку на питание детей.
— Стало удобно: не приходится собирать деньги и ходить в столовую оплачивать, не нужно самим вести учет денежных средств, принятых от родителей. Все это делает установленная система, — довольна руководитель 4-го «Г» класса Татьяна Линник. — Заявку мы делаем каждый день организованно, я могу формировать ее в течение урока в документе Word, потом отправляю в столовую — и через секунду она уже там.
Интеллектуальные столовые уже заработали в четырех благовещенских школах и в селе Чигири Благовещенского района. В 2017 году к этим учебным заведениям присоединятся все школы амурской столицы и одна из Белогорска, сообщили в министерстве образования области.
Стоп-лист для булочки
В будущем в системе «Электронная столовая» появится услуга «Стоп-лист». «Когда вся сеть будет завязана по всем учебным заведениям, планируется создание Личного кабинета для каждого из родителей, они смогут в любой момент зайти в сервис и посмотреть, что кушал ребенок, на какую сумму, в какое время, — объясняет руководитель комбината школьного питания Благовещенска Максим Хименко. — Смогут увидеть, насколько здоровой была пища. С помощью стоп-листа родители смогут внести в меню, предназначенное для их ребенка, запрет на определенный ассортимент. Например, если у ребенка есть аллергия на молоко, можно поставить стоп на его продажу школьнику. Если родитель считает, что все-таки шоколад и мармелад ребенок должен получать дома, а не в школе, он точно так же может поставить на стоп эти позиции в ассортименте столовой. И при расчете через терминал в кассе ребенок эту продукцию получить уже не сможет». Благодаря электронной столовой решается проблема организованного горячего питания и обеспечивается индивидуальный подход: если ребенок имеет заболевания, то можно внести список запрещенных блюд.
Можно легко отследить, какую продукцию покупал ребенок. «Если вдруг появляется информация о кишечном отравлении у ребенка, мы можем определить, питался ли он в школьной столовой в этот день или нет, — подчеркнула директор школы Татьяна Гранкина. — Если питался, то именно что кушал. Таким образом, проект направлен на обеспечение здоровья и безопасности наших детей».
Электронный дневник на краю земли
Идти в ногу со временем стремятся и в отдаленном селемджинском поселке Иса. В местной школе, несмотря на то, что учеников всего 62, активно внедряют в учебный процесс современные технологии. Школа одной из первых в области отказалась от электронного документооборота: теперь журналы учителей стали виртуальными. Кроме того, химии исинских детей учат в электронной лаборатории, которая демонстрирует опыты на интерактивной доске, а для изучения географии закупили интерактивные глобусы.
Два электронных табло — обычное и светодиодное — встречают школьников в центре образования Зеи.
В новом году в холле учебного заведения появится еще и электронный терминал с сенсорным экраном, который будет показывать детям расписание, новости и разную полезную информацию, например о внеурочных занятиях. Кстати, в нескольких школах Приамурья (трех благовещенских, серышевской и в центре образования в Зее) установлены электронные табло: бегущая строка показывает детям расписание, объявления и поздравления с важными датами.
Исинская СОШ победила в федеральном интернет-смотре образовательных учреждений, причем стала единственной с Дальнего Востока, и получила в награду сертификат на бесплатное использование электронных цифровых ресурсов для подготовки к урокам.
Электронная лаборатория химии — гордость исинской школы.
«У нас очень современная школа, мы стремимся к этому и за последние три года очень хорошо оснастили учебное заведение. В каждом классе есть проектор, экран, в 80 процентах кабинетов — интерактивная доска, — рассказывает директор Исинской СОШ Елена Курбанова. — В школе 18 педагогов, рабочее место каждого оснащено компьютером, подведен интернет — он в нашем поселке довольно стабильный. Мы стараемся сократить бумажный документооборот, создана локальная сеть, и документы отправляем по ней. В предыдущие два учебных года мы экспериментировали с электронным журналом, а в этом полностью на него перешли».
16
школ области внедрили в своих стенах виртуальный журнал и тем самым перешли на электронный документооборот
Внедрить в своих стенах виртуальный журнал и перейти тем самым на электронный документооборот в области пока решились всего 16 школ. Часть из них находятся в Тынде, Белогорске и некоторых селах области. А вот электронный дневник используется в амурских школах повсеместно. Родители могут увидеть в системе все оценки ребенка, домашние задания и пометки учителя. «Мы проводили анализ активности использования электронного дневника: более высокая она в крупных населенных пунктах, где есть большие школы — достигает 70 процентов, в небольших селах, конечно, гораздо ниже, — говорит заместитель министра образования и науки Амурской области Лариса Закирова.— Ведение электронных дневников сейчас постепенно вводят все школы, за исключением некоторых территорий, где очень низкая скорость интернета или его вообще нет».
В школу — по отпечатку пальца
Электронными турникетами на входе в некоторые амурские школы, установленными из соображений безопасности, уже никого не удивишь. Пропускная система работает с помощью пластиковых карт по аналогии с турникетами в метро. Приложил карту к считывающему устройство и прошел. Но в благовещенской школе № 16 пошли еще дальше: тут в стены школы большинство учеников попадают с помощью отпечатка пальца. Распознающий отпечатки сканер появился в турникете в этом учебном году. Предварительно все дети прошли регистрацию: их отпечатки отсканировали, придали им математический код и занесли в базу, пояснил представитель компании-разработчика Сергей Проклов. Воспользоваться современной технологией решили порядка 1200 учеников, остальные 500 с небольшим по-прежнему предпочитают пластиковую карту. «Карту дети могут терять, а рисунок пальчика всегда с собой, — говорит директор школы № 16 Галина Коваль. — Но если у кого-то возникают сложности, перейти обратно на карту очень легко. Наша главная задача — чтобы посторонних людей не было в школе». Бывает, что сканер плохо считывает отпечатки с влажных рук или с маленьких детских пальчиков, которые они кладут в устройство неправильно.
Электронные системы контроля доступа на входе в школу установлены в пяти благовещенских и шести белогорских школах, рассказали в областном минобре. При желании родители могут заплатить за автоматическое смс-оповещение и получать сообщения о времени входа и выхода чада из здания школы.
С планшетами наперевес
Благовещенский лицей № 6 не первый год применяет на уроках у старшеклассников электронные учебники, которые те листают на планшетах. Сегодня здесь больше полусотни лицеистов из 10—11-х классов используют на занятиях почти ничего не весящие электронные устройства, вместо того, чтобы носить килограммы бумажных учебников из дома в школу и обратно. «Планшет маленький и легкий, это очень удобно. Какую-то важную информацию с его помощью можно сфотографировать. Радует, что не нужно носить с собой большие тяжелые учебники», — поделилась старшеклассница Анна.
Практические задания, лабораторные, контрольные работы — все это ребята могут делать с помощью планшета. Первую партию электронных устройств школа закупила три года назад, сегодня ими безвозмездно пользуется примерно половина старшеклассников — те, кто сам захотел применять такую форму обучения. На руках у учеников 60 планшетов. Бесплатные электронные учебники помогли родителям сэкономить: стоимость бумажных книг начинается от 800 рублей, а закупить их нужно около двух десятков. На всех планшетах есть сим-карты с выходом в интернет, а в школе — бесплатный вай-фай. «На планшет закачиваются все учебники, справочники, задачники, которые необходимы, в том числе интерактивные учебники, можно скачать какую-то другую нужную литературу. Например, сейчас все школы пользуются таким ресурсом, как электронный дневник, так вот там есть возможность зайти в электронную библиотеку и воспользоваться любой художественной литературой, которая необходима для изучения», — перечисляет преимущества обучения на планшете замдиректора лицея № 6 Наталья Астахова.
Электронные химические и физические лаборатории есть всего лишь в нескольких школах области. Помимо той, что в поселке Иса, виртуальные лаборатории имеются в селемджинском Февральске, серышевском селе Томском, а также в одной благовещенской, трех белогорских и двух шимановских школах.
Первых старшеклассников, которые два года подряд отзанимались на планшетах, лицей № 6 выпустил в прошлом учебном году, весной 2016-го. Кстати, за три года из употребления вышло не больше 10 процентов электронных устройств. В министерстве образования области отмечают, что сейчас все бумажные учебники из федерального перечня в обязательном порядке выпускаются с электронной версией.
Кодовый замок для школьника
Личные металлические шкафчики с кодовыми замками сегодня стоят во многих амурских школах. Ребенок может оставлять там, а не в раздевалке или классе, сменную обувь, спортивную форму, учебники, другие вещи. Подобные шкафчики все видели в заграничных фильмах про школу, где локер для личных вещей есть у каждого ученика.
В свободненской школе № 1 тоже установили примерно полсотни локеров. Пользуются ими те, кто готов заплатить: цена за один учебный год составляет около тысячи рублей. «Шкафчики удобные: глубокие, дети кладут туда все, что нужно. Локеры практически все заняты, они предназначены для тех, кто не хочет пользоваться раздевалкой вместе со всеми. Один шкафчик могут арендовать дети из одной семьи или, например, подружки. На дверце установлен кодовый замочек, и без кода шкаф не откроется», — рассказала директор школы Альбина Сторожева.
МНЕНИЕ
Лариса Закирова, заместитель министра образования Амурской области:
— Так называемая электронная школа, которую мы внедряем по различным направлениям, набирает в области обороты. Мы стремимся к доступности и качеству образования. Все эти ноу-хау, начиная с безопасности, интеллектуальной столовой и заканчивая электронным дневником и виртуальными лабораториями по химии и физике, — это как раз обеспечивает нам должный уровень доступности. Все внедряемые технологии взаимосвязаны — они делают процесс образовательной деятельности современным, к чему мы и стремимся. Все эти информационные технологии из амурских школ уже никуда не уйдут, будут дальше развиваться и внедряться. Но наряду с веяниями современности мы стараемся не забывать и о традициях. У нас, например, по-прежнему развивается трудовое воспитание: ребята дежурят и по школе, и выходят на акции по уборке населенных пунктов — все это мы сумели сохранить.
Добавить комментарий
Комментарии