Вспомним, что Андерсон, который исполнительнице главной роли приходится супругом, далеко не в каждой серии выступал постановщиком, но начиная с четвертой уже не выпускал из рук все нити управления франшизой. Тем более удивительно, что предпоследняя часть получилась то ли слишком экспериментальной, то ли просто бредовой в силу отсутствия внятных сценарных идей. «Обитель зла» даже перестала топтаться на месте, чем, пожалуй, грешила с самого начала — а встала, как вкопанная, не оставляя поклонникам особенных надежд. С этим связаны и не самые высокие рейтинги ожидания «Последней главы», и ее достаточно скромные кассовые успехи в США. Несмотря на достаточно прямолинейное (с виду) название премьеры, ее создатели долгое время уклонялись от конкретного ответа, настанет ли сказочке конец — пока актриса Эли Лартер, вернувшаяся к роли Клэр Рэдфилд после паузы, не начала талдычить об этом буквально на каждом углу. Видимо, чтобы расстроить других «постоянных» участников скоростного забега от зомби, которых в эту серию не позвали. Впрочем, особенного недостатка в оживших покойниках зритель не ощутит — ни в тех, что утратили человеческий облик, ни в положительных. Андерсон обеспечил себе карт-бланш в этой сфере введением темы клонирования всех подряд в предыдущих частях.
Активнее всего ксерокопировали, понятное дело, саму Элис. В конце концов, эту тему довели до беспросветного абсурда, заодно придав зловещей корпорации Umbrella статус не просто теневого мирового правительства, а беспрецедентной по своей мощи организации. «Последняя глава» еще раз проезжается по этой теме, не оставляя уже никаких сомнений — в перерывах между поеданием рябчиков и ананасов буржуи спят и видят, как бы избавиться от надоедливых двуногих с менее распухшими кошельками. Идея о том, что изничтожение большей части человечества пойдет нашей голубой планете исключительно на пользе, мягко говоря, не нова. Ее муссируют в фильмах самых разных жанров чуть ли не ежегодно. Но Андерсон уже давно не пытается сказать что-нибудь оригинальное, сосредоточившись на выполнении обязательных элементов в каждом фильме. И этот не стал исключением. Чтобы замкнуть круг и не дать из него кому-нибудь выбраться, авторы «Главы» беспощадно плюнули на концовку пятой части (которая больше напоминала не «Обитель зла», а вступительную часть битвы за Хельм во «Властелине колец») и отправили героиню Йовович обратно в Раккун-сити, с которого все начиналось. На то, что город был подвергнут ядерному удару в конце второй серии, плюнули не менее бесстрастно. Надо — значит надо, и вот уже Элис катится назад вместе с сюжетом, чтобы окончательно расправиться с врагами рода людского.
Просто зомби, особые зомби, зомби-собаки, Лизуны, а также голографические девочки, спецназовцы и бандиты с большой и пыльной дороги — все это полными горстями собирают в предыдущих фильмах и всыпают в сюжет последнего, почти не помешивая. При этом с самого начала понятно, что бессонными ночами Андерсон-сценарист все-таки обнаружил идею, которая сведет все к мало-мальски логичному итогу. С другой стороны, немаловероятно, что все это он придумал как раз давно и просто не очень понимал, чем заполнить 15-летний промежуток. Избрав направление, «Последняя глава» с него уже не сходит, правда главной героине досталась довольно сомнительная мотивация. Но к тому, что она наивно верит своим заклятым вражинам, зритель уже привык и с благодарностью принимает тот факт, что через не самый долгий временной отрезок камера возвращается в темные и отсыревшие коридоры подземной лаборатории, которую называют то «Ульем», то «Муравейником». Там, понятное дело, кишат кровожадные жертвы Т-вируса и его многочисленных разновидностей, думать особенно некогда, а боевые товарищи героически гибнут в установленные сценарием моменты. С главной интригой создатели картины тоже не церемонятся: о половине нетрудно догадаться по традиционному пересказу истории в начале фильма, а вторую сама Йовович частично раскрыла задолго до премьеры — всему виной страсть выкладывать рабочие материалы в личные социальные сети.
Впрочем, это еще вопрос, какая именно загвоздка будет главнее. Нагромождение жутких образов, кошмарных перспектив и даже логических нестыковок, накопившееся за 15 лет, Андерсон старается как можно увереннее свести к человеческому фактору. Не то что бы это очень уж приукрашивает homo sapiens или хотя бы самого идейного вдохновителя «Обители зла», но сама попытка немного пофилософствовать, стоя на горе из шевелящихся киношных трупов, вызывает некоторое уважение. «Последняя глава», безусловно, способна насмешить зрителя гораздо чаще, чем напугать. Но будем честны, она с самого начала представляла собой боевик о применении огнестрельного оружия и разнообразных единоборств против красочных монстров. Прочную связь с одноименной компьютерной игрой франшиза утратила еще на этапе разработки сценария первой части: по ходу развития авторы только добавляли игровых персонажей, надеясь таким образом привлечь дополнительные доходы. Парочка внезапных появлений чудищ из плохо освещенного коридора — отнюдь не повод для рейтинга 17+, и если бы Элис так не любила отрубать противникам конечности и головы, подростков охотно пускали бы в залы. Собственно, сам факт того, что именно эта история продержалась на экранах так долго, невзирая на оглушительную критику, говорит о многом.
Стоит ли Йовович и Андерсону заняться другими проектами, а созданным ими героям попрощаться со зрителями — безусловно. Но предыдущая картина так плохо выглядела бы в качестве финального аккорда, что силы на «Последнюю главу» потрачены были уж точно не зря. «Обитель зла» никоим образом не тянет ни на интеллектуальное зрелище, ни тем более на серьезное предупреждение человечеству, но это развлекательное кино, которое войдет в историю вместе со всеми своими недостатками. И лучше уж возвращение в несуществующий город с его спящими проклятыми буржуинами, чем снова компьютерные модели крупных населенных пунктов, населенные восставшими покойниками в шлемофонах русских танкистов. Отдельное спасибо актрисе, умудрявшейся на протяжении столь долгого времени испытывать удовольствие от одного (и весьма, простите за двойную тавтологию, однообразного) образа. Сигурни Уивер возненавидела свою Эллен Рипли из «Чужого» гораздо быстрее. У всего должна быть последняя глава. Даже если она не исключает, что из нее вырастет новая, совсем другая история. Кому не терпится поскорее — смотрите японские мультфильмы на ту же тему. Они, что характерно, будут гораздо страшнее.
Смотрите расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии