Фото: ИА «Нарьян-Мар on-line»Фото: ИА «Нарьян-Мар on-line»

Информацию о том, что школьницы могли закончить жизнь по чужому сценарию сегодня, 13 марта, на брифинге для журналистов подтвердила зампред амурского правительства Ольга Лысенко. Девчонок вовремя вытянули из виртуальной реальности, а теперь пытаются вернуть к реальной жизни. С обеими работают психологи.

— Это не проблема Амурской области, а глобальный вызов, которому нам нужно противостоять, — подчеркнула Ольга Викторовна. — Проблема кибербезопасности остается темой номер один для губернатора Александра Козлова и находится у него на контроле. Подключены региональные министерства образования и науки, здравоохранения, социальной защиты, Роскомнадзор, правоохранительные органы и так далее. Дело в том, что за несколько лет количество пользователей Сети возросло на 300 процентов по всему миру. Столь стремительное развитие интернет-технологий, к сожалению, опережает и здравый смысл, и законодательство. Мы видим риски и не первый год предпринимаем определенные шаги для отражения кибератак на подростков. Сначала это были порносайты, потом шла популяризация наркомании, вовлечение в деятельность террористических структур. Сегодня на очереди группы, призывающие к суициду.

В ходе брифинга было отмечено, что в качестве кураторов «групп смерти» выступают не новички, а специально подготовленные профессионалы. Воздействие на подростковую психику ведется при помощи технологий нейролингвистического программирования (НЛП). «Группы смерти» могут принимать в интернете любую форму. Их можно встретить как в привычных соцсетях, так и на форумах, сайтах и в чатах.

В Амурской области уже полтора года действуют кибердружины. В их составе около 40 волонтеров, способных точечно вычислять пользователей и участников групп смерти. Дальше включается целый механизм, который затрагивает как работу с конкретной семьей, так и со школьным сообществом. Однако часто главной проблемой для такой работы остаются родители. Мамы и папы даже перед лицом очевидных фактов недооценивают киберопасность.

— Если специалисты обращаются к родителям по конкретным случаям, то хотелось бы двустороннего диалога, — продолжила Ольга Лысенко. — У нас есть успешный опыт работы. На базе министерства здравоохранения области с 2004 года ведется реестр подростков, склонных к суициду. Ежегодно счет спасенным жизням идет на десятки. Проблемы таких детей не всегда связаны с чрезмерным увлечением интернетом, но наработанный опыт вполне эффективен и в таких случаях. К тому же возможности семьи по защите детей зачастую выше, чем возможности государства. Сейчас в Госдуме разрабатывается законопроект об ужесточении ответственности за подобные киберпреступления. Наказание может достигать 8—12 лет.

По словам зампреда, Роскомнадзор и силовые структуры ведут работу с операторами связи по ограничению или блокировке сайтов. Однако на уровне семьи такие решения могут приниматься без судебных решений или соблюдения каких-то формальностей. Родители в силах самостоятельно обратиться к провайдерам и установить интернет-фильтры в гаджетах своих детей.

Возрастная категория материалов: 18+