Зрительское воодушевление начало набирать силу еще в позапрошлом году после выхода «Визита» — комедию Шьямалана с элементами психоделии, которую Блум умело выдавал за фильм ужасов, приняли более чем хорошо. Напарники радостно бросились разрабатывать жилу, приносящую доход. Вокруг готовящегося проекта «Сплит» развернули пусть плохенькую, но рекламную кампанию, а на главную роль решили все-таки пригласить звезду. В планах значился Хоакин Феникс, который абсолютно не подходил по сюжету, но зато давно знаком с режиссером, однако что-то у друзей пошло не так, и пришлось брать Джеймса МакЭвоя. В результате это и сделало картину хоть сколько-нибудь пригодной к просмотру. Пусть актеру пришлось изображать вовсе не обещанные 24 личности, а от силы шесть (отсутствие остальных авторы картины не потрудились даже как-нибудь обыграть), смотреть на это местами неприятно, местами забавно. Еще один верный выбор — оператор малобюджетного ужастика «Оно», о котором много говорили несколько лет назад. Майк Гиулакис сделал многое, чтобы эти однообразные путешествия по подвалу, именуемые сюжетом, не доводили зрителя до крайности. На этом с выдающимися удачами, пожалуй, все.
Выхватив из-под носа у нерасторопного Леонардо ДиКаприо историю о Билли Миллигане, в теле которого уживалась пара дюжин личностей, Шьямалан принялся за дело. От реальной истории и основанного на ней известного романа Дэниела Киза ничего не осталось: постановщик по традиции самостоятельно написал сценарий для своей картины. Тем более что много лет он успешно использует один и тот же нехитрый шаблон: большую часть сюжета занимает не очень богатая на события история, герои которой обожают вести долгие и бессмысленные разговоры, а в конце показывает фокус. Если фокус удачный, зрители и критики мгновенно забывают о том, что было до него, и награждают автора долгой и шумной овацией, если нет — сбрасывают его вниз по карьерной лестнице. В случае со «Сплитом» Шьямалан превзошел сам себя — о развязке говорить в этом тексте было бы неправильно, но что касается скучной истории, то с этим все в порядке. Перед нами еще и самый продолжительный проект, который когда-либо создавался под управлением неугомонного художника из Индии — поэтому удовольствие ему пришлось всеми силами растягивать. Иногда возникает ощущение, что при монтаже автор картины пытался отстаивать нужность каждой отснятой им сцены и добился в этом успеха. И пока актер МакЭвой упражняется в изображении тех самых личностей главного героя, остальные являют собой нечто вроде живой изгороди.
Снимать истории, в центре которых похищение и незаконное удерживание людей, вообще непросто — даже недавняя оскароносная «Комната» местами напрашивается на перемотку. Если не идти путем «Хостела», просто не прекращая терзать несчастных в кадре, обязательно получается однообразно. Тогда спасают герои и диалоги, но в качестве жертв киднеппинга Шьямалан избрал пубертатных девиц, две из которых испытывают явную нехватку интеллектуальных возможностей, а третья — навыков коммуникации. И вот зрителю предлагается насладиться их беседами, а также попытками выбраться, которые вызывают приступы веселья, хоть немного скрашивающие общее ощущение. Школьниц, которых похитил маньяк, ни капельки не жалко — подобного достижения в кинематографе не так-то просто вспомнить. Время от времени появляется сам неуравновешенный злоумышленник в разных образах: МакЭвой работает с неподдельным остервенением (он, говорят, даже руку на съемках сломал, причем никому об этом пару дней не говорил), но во главе этой работы стоит все тот же неумолимый постановщик, который заставляет и его вертеться вокруг одной и той же оси, ни на миллиметр не двигая повозку вперед.
Интерьером всему служит объект, производящий впечатление каких-нибудь очистных сооружений. Тем не менее комфортабельное жилье внутри него обустроено не только для психопата, но и для его пленниц. Благодаря этому место их заключения полно предметов, которыми можно оглушить злодея, тем более что он нисколько не дистанцируется от людей, имеющих все основания желать ему смерти. Содержатся они втроем, чтобы было удобнее придумывать планы побега. Можно сослаться на то, что киднеппер — дилетант, но мы только что видели, как безупречно он провернул само похищение возле оживленной школы среди бела дня. И вот такого — на добрых 100 минут, чтобы дождаться безумно затянутой финальной сцены беготни среди канализационных труб и узнать пару Страшных Тайн. К этому времени от «Сплита» буквально подташнивает, а в таком состоянии Страшные Тайны уже не так интересны, как обычно. Особенно если учесть, что для пущего интересу сценарист придумал несколько вставных персонажей вроде психиатра с многолетним стажем, который не смог разглядеть в пациенте потенциального маньяка, хотя тот особенно этого и не скрывал. Есть и удивительные истории про охотников-извращенцев, которые должны дополнять головоломку, но вместо этого вызывают нарастающее желание убежать из кинотеатра.
Говорить обо всем этом, конечно, поздно. Картина уже стала хитом, собирает полные залы в разных странах, и этот факт гарантирует нам, что творческий союз и дальше будет радовать публику подобными шедеврами. Блум продолжает действовать по проверенному рецепту: минимум затрат и надежда на то, что, авось, возьмет и выстрелит, как та палка из известной поговорки. И все же тот факт, что «Сплит» представляет собой нагромождение разнообразного и не очень хлама вокруг одной неплохой актерской работы, никуда не денется. В мире, где Финчер снял «Семь», а Фаулз написал «Коллекционера», было чем воспользоваться для того, чтобы сделать из своего триллера триллер, а не скучную историю о том, как отдельно взятым школьницам приложения в телефонах с успехом заменяют мозги.
Смотрите расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии