• kinopoisk.ru
  • dragon-news.ru

Фантастический триллер со скоростным сюжетом, отличным актерским составом и непредсказуемым финалом не только великолепно смотрится на старте «космического» киногода, но и еще раз напоминает о том, что интерес к sci-fi в индустрии не просто возвращается — он уже здесь, пристегните ремни. 

Создатели картины накануне премьеры давали весьма противоречивые интервью: то доверительно рассказывали, как вдохновлялись именно классическим «Чужим», то, наоборот, морщились от вопросов о творении Скотта. От влияния-то никуда не деться, жанр обязывает. Но Эспиноса черпал творческую энергию отнюдь не из одного источника. Тут вам и «Гравитация», и компьютерная игра Dead Space, и даже немного легенды о монстре Франкенштейна, чтобы было веселей.

 Фильм «Живое», впрочем, отличается от многих собратьев по направлению именно тем, что способен действительно пугать зрителя: шведский постановщик, нажав на кнопку нагнетания саспенса (состояние тревожного ожидания, беспокойства — Прим. ред.) в кадр в самом начале ленты, уже не отпускает ее. Как это часто бывает, удачным фильмом о космосе становится дебютный фильм о космосе. Ранее Эспиноса на голливудских просторах работал мало, отметившись успешным боевиком Safe House (который получил в России название «Код доступа «Кейптаун», но это уже что-то из области психиатрии), а также проектом «Номер 44». Последний, невзирая на присутствие в нем Тома Харди, так и канул бы в финансовую пропасть, однако россиянам фильм запомнился еще и тем, что с ним отважно сражался министр культуры самолично, усмотрев в нем фальсификацию истории и прочую дрянь. 

Карьерные взлеты и падения вполне себе молодого еще постановщика не подкосили, да и продюсеры не стали спешить ставить на нем крест: «Живое» дешевым проектом не назовешь. Нарисовать МКС, а потом еще и основательно ее раздолбать — уже не копейки. Если же серьезно, создатели «Живого» очень постарались как над внешней составляющей космических будней, так и над деталями вроде поведения слезинок в невесомости. И не только. Забегая вперед, отметим, что Эспиноса, как специалист, знающий меру во всем, заливать экран кровищей не стал, но и обойтись совсем без нее не мог. Актерский состав тоже не из дешевых: помимо Райана Рейнольдса, с которым швед работал над тем самым «Кодом доступа», на борту станции Джейк Джилленхол, Эрион Бакаре, недавняя подружка Итана Ханта Ребекка Фергюсон, а также вдова российского режиссера Ивана Дыховичного Ольга и не самый безвестный японский актер Хироюки Санада. Многонациональность космической миссии видно даже по этим именам. Добавим, что среди астронавтов имеется даже свой инвалид, устанавливающий окончательный триумф толерантности. Но и здесь, как ни странно, ощущается чувство меры: может быть, в земном кафе эта компания и выглядела бы странно, но на МКС все это вроде как вполне естественно. 

Устроив небольшой (и довольно неправдоподобный) аттракцион с бейсболом и полароидом в завязке, Эспиноса отбрасывает в сторону всяческие шуточки — и это очередной реверанс в сторону франшизы о Чужих. Неразлучная парочка сценаристов Ретт Риз и Пол Верник (подарившая нам, ха-ха, «Дэдпула» и «Добро пожаловать в Zombieland») вдруг оказывается способна распрощаться со всяческими компромиссами: очередной «величайший шаг для человечества» очень быстро превращается в снежный ком проблем, а вчерашние герои планетарного масштаба — в загнанных жертв. Позаимствовав все у того же Скотта принцип разделения героев по профессиональному признаку (своеобразный аналог Эллен Рипли также имеется, только вот андроида не завезли), создатели «Живого» неотвратимо о нем забывают ближе к середине: когда речь идет о выживании, каждый становится универсальным солдатом. При этом разум становится куда более пригодным оружием, чем все эти горелки и плазменные резаки. На кону стоит гораздо больше, чем одни только жизни членов экипажа, а потому героям приходится проводить мозговые штурмы быстро, а одобренные идеи воплощать еще быстрее. Враг, которого поначалу можно было разглядеть только вооруженным глазом, растет с ужасающей скоростью и за собственное существование цепляется очень яростно, а потому никаких игр в «биологическое оружие, которое нужно сохранить» зритель не увидит. Драка идет насмерть. 

Эспиноса мастерски тасует поводы для философских размышлений: вот «мы не одни во вселенной», вот «шанс узнать, для чего мы существуем», а дальше по нарастающей. Человек вне своей планеты предельно слаб, о том, чтобы схватиться с иной формой жизни вплотную, не приходится и помышлять. Ошибки стоят дорого, причем не только для того, кто их совершает. Стремление к познанию жизненно необходимо удерживать в границах техники безопасности. Ну и так далее, вплоть до монолога на набившую оскомину тему человечества, уничтожающего самое себя. Но и здесь постановщик обходится без злоупотреблений, которых не избежал бы какой-нибудь Люк Бессон. Более того, именно на эту тему в сценарии заготовлена самая злобная шутка, припасенная на самый конец. Впрочем, вряд ли вам будет от этого сильно смешно. Жертвование собой идет рука об руку с отчаянной жаждой жизни, и это сочетание удивительным образом укладывается в разумные рамки. «Живое» вообще сделано со всей возможной для такого кино реалистичностью. Речь, конечно, не о неизбежных просчетах научного плана, а о внешней достоверности вообще. Такое вполне может произойти, думает зритель, от чего ему становится и вовсе не по себе. На эту же мельницу льет воду и приятное отсутствие пафоса и массового героизма в сюжете. Астронавтам немного не до того. 

Подкармливая собственную гибель, человек не просто забывает об осторожности, но и испытывает невероятный восторг, заражая им окружающих. Эспиноса порой чуть ли не становится на сторону осьминогоподобного существа, терзающего космическую станцию, которому по сценарию даже полагается имя. Это делает безликую тварь, свойственную подобным триллерам, почти полноценным участником действия; тем более важно, что это существо в компанию к землянам вовсе не напрашивалось. Опытный оператор Шеймас МакГарви, который совсем недавно снимал Джилленхола в совсем другом кино — «Под покровом ночи» — помогает режиссеру превратить размеренную жизнь на орбите в неудержимую гонку по коридорам и отсекам МКС: дух захватывает. И хотя сами герои отдают себе отчет, что их смертельный враг вовсе не испытывает к ним ненависти, равно как и других чувств, публика ощутит их в избытке. Ответ на хрестоматийный вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» — слишком уж леденит кровь. Оказывается, что в нем скрывается аналогичный вопрос, только в нем фигурирует Земля. Для тех, кто готов это пережить, космическая станция Даниэля Эспиносы открывает шлюз уже сегодня.

Смотрите  расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».

Возрастная категория материалов: 18+