Впрочем, конечно, «исследование проблем» — это сильно сказано: создатель фильма (который смело можно назвать авторским) явно не задавался целью заниматься врачеванием либо бичеванием. «Прочь» — это в первую очередь талантливое воплощение в жизнь сюжетной идеи, которая в процессе реализации обросла всеми прочими составляющими. При бюджете в 4,5 миллиона долларов — ведь никто не гарантировал, что именно эта картина окажется на гребне коммерческой волны — Пилу в любом случае пришлось бы работать с сериальными актерами, но он, похоже, не очень-то и хотел бы приглашать на съемочную площадку звезд первой и даже второй величины. В конце концов, постановщик и сам располагает богатым актерским опытом именно в телевизионной области. На главную роль — чернокожего (это важно) фотографа Криса — утвердили британца Дэниела Калуя, который более всего известен российской аудитории по сериалу «Черное зеркало», где он крутил педали и смотрел грустным взглядом. Образ запоминающийся, и Пил не преминул этим воспользоваться. Возлюбленную Криса по имени Роуз сыграла Эллисон Уильямс — актрису узнают разве что самые продвинутые любители многосерийного кино.
На втором плане тоже сплошь сериальные лица, из стройных рядов которых можно выделить только Кэтрин Кинер — дважды оскаровская номинантка (за «Быть Джоном Малковичем» и «Капоте») по сей день с успехом совмещает работу для широкого экрана с телевизионными ролями. Собственно, имеющегося исходного материала режиссеру хватило с лихвой — между актерами распределили вполне себе театральные функции и отправили их старой доброй дорожкой от завязки через катарсис к кульминации и развязке. Сэкономить удалось на многом: действие процентов на 85 происходит в одном особняке (по законам жанра, стоящем особняком от цивилизации), со спецэффектами возиться тоже не пришлось. В начале фильма присутствует эпизод со сбитым оленем, но сделан он так, что лучше бы подобное не видеть, к примеру, автору недавнего «Лекарства от здоровья» Гору Вербински. В целом режиссеру «Прочь» местами очень не хватает страсти к идеальной картинке и умения таковую создавать — но специалистов такого плана в Голливуде можно пересчитать по пальцам. Пил не гнушается пользоваться опытом предшественников (того же Вербински, к слову), время от времени позволяя себе выворачивать шаблоны наизнанку. Фильм вообще напоминает некий отчаянный шаг, максимальную ставку на заветное число: и эта ставка срабатывает.
Мрачно пошутив (и заодно сделав целую гору отсылок) во вступительной сцене, «Прочь» приступает к разработке основной сюжетной линии, и до поры до времени обходится без всяких отвлекающих факторов вроде флэшбэков или второстепенных историй. Есть влюбленная пара, она — белая, он — нет. Акцент на этом делается прямо и сильно: мы едем в гости к твоим родителям, предупредила ли ты их о том, что я чернокожий — милый, да они вовсе не расисты, ни к чему эти превентивные мероприятия. На месте оказывается, что все не так уж и безоблачно. Хотя хозяева дома и их друзья раз за разом демонстрируют уважение к меньшинству (Барак Обама — лучший президент, вот на стене фото Джесси Оуэнса, а я горжусь знакомством с Тайгером Вудсом), из под благопристойной маски нет-нет да и выглянет неприятное лицо правды. Тут тебе и чернокожая прислуга в количестве двух не очень адекватных единиц, и всякие намеки, и единокровный брат Роуз, не сдерживающий своих порывов нетерпимости. Он, кстати, произносит одно из главных пророчеств в этой истории — о том, что из миролюбивого и воспитанного фотографа при желании можно сделать настоящего зверя. Как и положено предсказанию, сбудется оно самым неожиданным образом, в том числе и для того, кто его озвучил. Зритель пожимает плечами, делает мысленные пометки и не очень скоро, но обнаруживает, что всем сердцем желает Крису плюнуть на всех, прыгнуть в автомобиль и умчаться от этого гостеприимства куда подальше.
Пил разворачивает основные орудия неспешно, позволяя публике выстраивать собственные версии происходящего, распределять роли и гадать, когда же начнется обещанный «фильм ужасов». Он, кстати, так и не начнется — «Прочь» до самых титров останется полноценным триллером с сатирическим уклоном: раньше этот жанр был гораздо популярнее, чем сегодня. Есть основания полагать, что этот проект вернет утраченную востребованность, а пока критики рассуждают, не позволит ли симбиоз выбранной темы и талантливого к ней подхода совершить небольшую (а то и большую) сенсацию на будущих «Золотом Глобусе» и «Оскаре». Сжимая кольцо — сначала в переносном, а потом и в буквальном смысле — вокруг главного героя, автор фильма не прекращает давить на мозоли современного американского общества. Хотя, если отвлечься от цвета кожи как отличительного признака, болевые точки окажутся актуальны и для многих других социальных объединений. Вот, к примеру, японец прилюдно спрашивает афроамериканца: быть таковым в наше время приносит больше плюсов или минусов? А зритель в это время прикидывает: а с такими вопросиками лезть прилично? или белому неприлично, а японец имеет право? И так все время, пока длится вечеринка старых друзей, которая, понятное дело, окажется вовсе даже никакой не вечеринкой, а куда более зловещим мероприятием. Благие намерения вроде предложения избавиться от тяги к курению с помощью гипноза обратятся в самые коварные планы: и даже сама жизнь в каком-то смысле предстанет в виде вредной привычки.
«Прочь» достает из пыльных загашников все подряд: запертые подвалы, которым суждено открыться в самый животрепещущий момент, оленьи головы на стене, взирающие на мир жутким стеклянным взглядом, разряженные телефоны, тайные общества с идиотскими названиями. Из хорошо известных ингредиентов получается блюдо, способное как минимум удивить. Немудрено, что критики и зрители оказались в данном случае единодушны: дело даже не в глуповатом, но все же зубодробительном твисте, который Пил припасает для концовки. Картина успешно сочетает в себе все, что намерена сочетать: юмористические сценки о чернокожем братстве (которые простили бы далеко не каждому кинематографисту) уживаются здесь с жестокими эпизодами, напоминающими о безумных триллерах рубежа XX и XXI веков вроде позабытого всеми шедевра «Убей!». Благодаря этому социальная составляющая не получает возможности выйти на первый план и там закрепиться — хотя создатели ленты нисколько ее в этом не сдерживают. И, конечно, «Прочь» непременно захочется посмотреть еще раз, уже зная, чем все закончится: в этом свете многие слова и поступки будут смотреться совершенно по-другому. А это дорогого стоит. Особенно, когда речь идет о продюсерском проекте Джейсона Блума.
Смотрите расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии