«Меч короля Артура», который, безусловно, рассматривался как начало пусть даже небольшой, но саги, получил неоднозначные отзывы и теперь судьба героев полностью зависит от кассовых сборов.
Если заглянуть в послужной список Ричи, откроется удивительная правда: один из самых известных «молодых» режиссеров современного мейнстрима, автор вполне себе культовых картин «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», до сих пор не получил ни одной весомой награды. На полочке пылится премия телеканала MTV 18-летней давности (тогда британец еще считался дебютантом), а рядом с ней гордо сияет «Золотая малина», выданная постановщику за ленту «Унесенные» — ту самую, где Мадонна играла на правах супруги.
Огромное значение при создании картины придавали саундтреку: иногда он уверенно отбирает главенствующую роль у действия, отчего фильм на время превращается в клип.
Тем временем «Меч короля Артура» стал уже девятым полнометражным фильмом Ричи — и поклонники, которые по-прежнему верят в его возвращение на ниву криминального жанра, получат свой небольшой глоток надежды. Перекроив вдоль и поперек знаменитую книгу Томаса Мэллори, создатели эпической ленты постарались добавить ветхой легенде максимум современности, и это вызвало шквал критики в англоязычных странах. Российскому зрителю, судя по оценкам, этот подход импонирует больше. В конце концов, речь идет о преимущественно авторском кино, само понятие которого плохо уживается с разного рода ханжеством. Балансируя между ранними фильмами самого Ричи, непременной в сегодняшней повестке «Игрой престолов» и шаблонной героикой, фильм оказывается все же достойным внимания.
Премьеру картины переносили не менее четырех раз. Согласно первоначальным планам, «Меч» должен был появиться на экранах еще в прошлом сентябре. Надо думать, что связано это было с некими доработками — в итоге сюжет удалось сделать как минимум логичным и завершенным. Нельзя не отметить, что где-то в середине фильма Ричи выбирает самую что ни на есть проторенную дорожку (вероятно, не без помощи боссов из Warner Bros) — вот герой, вот злодей, вот финальная схватка. Все намеки на новаторство звучат до этого момента: сценарий отправляет Мордреда в другую эпоху, самого Артура делает беспризорником, воспитанным сотрудницами борделя в закоулках Лондиниума и познавшим восточные боевые искусства в процессе взросления — и дальше по списку. Процесс этого взросления, кстати, как будто снимал Гай из конца 90-х: именно поэтому и возникает острое желание пересмотреть этот эпизод несколько раз. Как в старые добрые времена, огромное значение при создании картины придавали саундтреку: иногда он уверенно отбирает главенствующую роль у действия, отчего фильм на время превращается в клип. Двукратный оскаровский номинант, оператор «Гладиатора», «Ганнибала» и недавнего «Логана» Джон Мэтисон (уже работавший с Ричи над «Агентами А.Н.К.Л.»), творит профессиональные чудеса — к картинке не возникает ни малейших претензий.
Распределяя роли, авторы «Меча» следовали модной сегодня тенденции обращаться к телевизионному пространству — настолько повысился статус сериального актера. Главная положительная роль досталась звезде «Сынов анархии» Чарли Ханнэму, которому, впрочем, в ближайшее время явно будет не до многосерийных лент. Претендент на престол в его исполнении получился полностью соответствующим собственному имени — Артур, как известно, означает «медведь». Благородные крови крепко спят в венах широкоплечего и не знающего компромиссов рэкетира, изредка вскипая при наличии вопиющей несправедливости — но только если она случилась с кем-то из «своего» круга.
Ричи щедро добавляет всевозможные фэнтезийные приправы: и если жуткие создания, дающие силу Вортигерну, выглядят удачной находкой, то все эти гигантские змеи и нетопыри, озлобленные грызуны и подводные владычицы выглядят скорее потешно.
Будущему королю нет никакого дела ни до бесчинств узурпаторской власти, ни до отчаянной борьбы местного Сопротивления — почувствовав опасность, он преспокойно передает вторых в руки первых и не очень-то мучается угрызениями совести. Роль «злого короля» Вортигерна Ричи доверил старому товарищу Джуду Лоу, который в этом кастинге предстает главной звездой. Но развернуться актеру (который, как мы хорошо знаем, умеет это делать) не дают. Его сказочный правитель-изверг сделан по железобетонным лекалам, так что Лоу просто бредет в тумане однозначности к заведомо понятному бесславному падению собственного персонажа. Пару раз поплакав, конечно, над особенно милыми сердцу жертвами.
На втором плане бегают, прыгают, сражаются, истекают кровью и при любом раскладе довольно мрачно шутят будущие рыцари Круглого Стола, маги, королевские гвардейцы, наконец, простые ребята с улицы, которым подворотня заменила мораль, любовь и что там еще в таких случаях полагается заменять. Отягощенная знакомством с версией сказания о короле Артуре от «Монти Пайтон» публика все время ждет, что происходящее на экране достигнет необходимого градуса и скатится в абсурд. Но Ричи сюда позвали не для таких фокусов — бюджет в 175 миллионов долларов подразумевает все-таки некоторую ясность режиссерского сознания. Поэтому и наличие в окружении предводителя гордых бриттов представителей разнообразных рас подано с толерантной миной, и противники узурпаторского режима — как на подбор со знаком плюс, и даже любовную линию успели наметить легким движением карандаша: в следующих сериях девушка-маг с изможденным лицом наверняка получит все-знают-какое имя, а заодно и половину королевского ложа. Понимая, что действует слишком прямолинейно, Ричи щедро добавляет в солянку всевозможные фэнтезийные приправы: и если жуткие создания, дающие силу Вортигерну, выглядят удачной находкой, то все эти гигантские змеи и нетопыри, озлобленные грызуны и подводные владычицы (здесь, правда, легенда обязывает) выглядят скорее потешно. Как вывод — вполне можно было уложиться и в полтора часа.
Артур у Ричи, само собой, король поневоле, которого одной волной унесло с вершины, а другой снова на нее притащило. Смотреть, как вчерашние лондонские гопники посвящают друг друга в рыцари волшебным мечом и принимают политические решения, забавно — хотя многих зрителей это по-настоящему разозлило. Контраста добавляет покойный, но постоянно всплывающий в сюжете отец Артура, король Утер — Эрик Бана снова играет троянского Гектора, только слегка набравшегося солидности и с сединою на висках. На его фоне сын смотрится отнюдь не по-королевски, но зато отлично вписывается в картину мира Гая Ричи, явно соскучившегося по большим проблемам маленьких людей как повода для создания очередного кино. Попавшись ему под руку, легендарный владелец Эскалибура остался без привычного лоска, а костюмеры постарались на славу, чтобы придать ему понятный для среднего класса внешний вид. Претензии предъявлять не хочется: для этого в фильме присутствует скромная роль экс-футболиста Дэвида Бэкхема, умудрившегося исполнить ее максимально бездарно. А продолжений, на самом деле, хочется: этих уличных парней, взявших власть с оружием в руках, зритель еще полюбит. В конце концов, в следующий раз им придется спасать мир легитимно.
Смотрите расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».
Добавить комментарий
Комментарии