Крыши вне закона

— Александр, вас хорошо знают в Амурской области, вы много лет работали в руководстве «Дальневосточной сетевой распределительной компании», курировали экономический блок. Почему уехали из Благовещенска и почему именно в Питер? 

— Я вообще по жизни любитель ставить эксперименты. Меня тянет все необычное и новое. Неожиданно для себя стал сторонником американской модели кадрового роста. Когда человек приходит в компанию и первые 3—5 лет пытается постигнуть эту отрасль. Потом переносит в работу свой предыдущий опыт, а со временем реализует весь максимальный потенциал. И встает перед выбором: работать дальше или начинать все с нуля, менять работу и место жительства. В ДРСК было очень интересно и комфортно — я проработал в компании почти 15 лет. Мы очень многое пережили: реформирование Амурэнерго и РАО ЕЭС, было много интересных задач с точки зрения финансов, экономики и тарифов. Я работал в сильной команде. Но в 2013 году встал вопрос: продолжать дальше или менять свою позицию. И выбор пал в пользу переезда в Санкт-Петербург. В этом городе мы с женой учились и все эти годы мечтали вернуться. К тому же он находится близко к Европе, это дает нам возможность чаще путешествовать.

 — Я знаю, что вы также работаете в сетевой энергокомпании. Почему вдруг экскурсии по крышам?

— Да, я работаю в энергетике, а мой новый проект — пока только хобби. Я посвящаю ему все вечера, выходные. Мы переехали в Питер в 2013 году. А спустя несколько месяцев у младшей дочери Насти, которая уже несколько лет жила здесь, была свадьба. И одним из пунктов было фотографирование на крыше. Мы поднялись — очень красивое и романтичное место, открывается вид на Владимирский собор, где венчался Пушкин с Натальей Гончаровой. Но в то же время было понятно, что все это полулегально: крыша не оборудована, люди гуляют фактически с риском для жизни. Плюс не очень комфортные условия подъема: через маленькие окошки и грязный, заброшенный чердак с голубями. После этого мне захотелось посмотреть город с крыш. Я начал ходить на экскурсии, видел действительно фантастические виды. Но условия всегда были почти одинаковые. Поэтому у меня появилась мысль о профессиональной компании.

 — Идея возникла в 2013-м, а компания открылась в 2017-м? Почему так долго?

— В 2013 году родилась идея. Ходил на экскурсии, изучал ситуацию. Понял, что в определенной степени это сезонный бизнес: когда туристы, лето, тепло. Но я видел, что рынок так и остается полулегальным и что в этом направлении можно сделать качественный проект. В 2014 году начал писать бизнес-план: просчитывал, анализировал. Финансово проект  складывался, инвестиции окупаются через два года. Еще год ушел на техническую часть: изучение всех методов страховок для альпинистов, оборудования, требований безопасности. Оказалось, что у нас в стране нет никаких документов, разрешающих экскурсии по крышам.

600

рублей — стоимость часовой экскурсии на крышу. В день компания готова принять 100 человек

Однажды мне попались данные о проекте экскурсий на крыше центральной ратуши Стокгольма. Оказалось, там все просто: нет никаких дополнительных ограждений: людям просто дается страховочная привязь поверх одежды, как у промышленных альпинистов. И я подумал: если профессионалы работают в таком оборудовании по 5—6 часов, то почему его нельзя использовать для туристов? И принял решение, что в 2017 году запускаю проект. С 2016 года началась переписка с инстанциями: сначала с Комитетом по развитию туризма Петербурга, который нас сразу поддержал. Затем с градостроительными инстанциями по реконструкции и оснащению крыши, с Минтрудом, МЧС, МВД — по технике безопасности. С ноября мы подготовили все инструкции, а к середине мая все согласовали. Так появилась компания Panoramicroof (от английского термина roofing — то есть посещение крыш домов).

История на высоте

— Как выбрали крышу, которая была бы интересна туристам?

— Я просмотрел около 200 крыш. Залазил не на все — некоторые смотрел виртуально по  спутниковым снимкам. Сначала комитет по туризму предлагал стартовать на муниципальных зданиях. Но в большинстве это оказались одноэтажные котельные или крыши школ, больниц, посольств. С точки зрения экскурсий они не совсем подходили. Мы сосредоточились на историческом центре — Центральном, Петроградском и Василеостровском районах. И в итоге нашли дом на Лиговском проспекте. Это так называемый Екимовский дом — памятник архитектуры 1913 года. Восхищает вид города — его не передать ни словами, ни фото, ни видео. Это эффект открытого пространства — Питер как на ладони. Видны Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, Измайловский собор, Спас на крови — и видно, как они взаимосвязаны. На самой крыше есть привлекательный для туристов объект — башня местной противовоздушной обороны (МПВО). Они строились на крышах в 30—40-х годах для дежурства во время воздушных атак. Сегодня в Санкт-Петербурге сохранилось около 100 башен.

Мы заключили с жильцами дома долгосрочный договор аренды, провели обследование кровли, экспертизу, сделали ремонт. Установили кровельные ограждения и мостки. Нашли альпинистов и экскурсоводов, которые с удовольствием согласились с нами работать. 20 мая мы провели первую экскурсию. За 10 дней на нашей крыше побывало примерно 15 туристических компаний.

— Как проходит экскурсия и что в нее входит?

— Она длится час. В назначенное время собирается группа из 10—15 человек и вместе с экскурсоводом поднимается на седьмой этаж. Дом уникален еще и тем, что построен по классическому принципу: у него есть парадная и черная лестницы. По парадной ходили жильцы, а по черной — обслуга, по ней доставляли продукты, уголь и так далее. Наши туристы как раз идут по черной, не доставляя беспокойства жильцам. Наверху — небольшой инструктаж  по технике безопасности, выдача касок и удерживающих поясов. Потом люди поднимаются на башню МПВО. Экскурсовод рассказывает об истории крыш Санкт-Петербурга, ведь есть много интересных нюансов. Например, первые крыши были черепичными, а в петровские времена для развития металлургической промышленности стали делать железные. Второй момент — рассказ про башни МНПО: как ленинградцы дежурили в них и боролись с зажигательными бомбами. Часть информации общедоступна, мы обобщили и выбрали самое лучшее. А часть наши девушки-экскурсоводы искали в библиотеках, помог музей блокады и обороны Ленинграда.

Ставка на иностранцев

— У вас много конкурентов?

 — Около 20 компаний. Хотя скорее это не явные конкуренты.

— Почему вы считаете, что ваш легальный проект будет интересен туристам? Многих как раз привлекает романтика, возможность тайком залезть на крышу, без касок и страховки.

— Мы делаем ставку на иностранных туристов. Это наши отчаянные россияне готовы рисковать и лезть на крыши, а иностранцы — нет. Мы вели переговоры с туристическими компаниями, которые возят англичан, французов, испанцев. Иностранные группы готовы приехать на первые экскурсии. Вообще в Санкт-Петербург приезжает 6 миллионов туристов каждый год. Мы хотели бы, чтобы каждый побывал у нас (смеется). Сейчас завершаем настройку сайта, на котором каждый может выбрать себе удобное время экскурсии, сделать оплату картой, получить электронный билет и с ним прийти на экскурсию. Оформляем документы, чтобы присутствовать на городских интернет-площадках для туристов.

Я просмотрел около 200 крыш Петербурга.

— Вы говорите «мы» — у вас большой коллектив?

— Пока нас восемь человек. Помимо меня, это главный инженер, альпинист, два  экскурсовода, финансист-экономист, дизайнер, руководитель сайта и специалист по продажам.

— Что было самым сложным: написание инструкций и согласования, поиск крыши, кадров?

— Решиться. А когда решился, то надо идти к цели и не сворачивать. По мере реализации мы увидели, что проект вызывает живой интерес. И что надо довести его до конца.

— А вот ваша семья, я знаю, в проект не верила и даже отговаривала.

—  Ну, скептицизм есть. Я по натуре оптимист и мечтатель. Поэтому все скептики, наоборот, заставляют меня двигаться вперед. Ты не смотрела фильм про то, как появились новые технические решения? Фирме «Кодак», пленочные фотоаппараты которой были так популярны, их же лаборатория предложила выпускать цифровой фотоаппарат за 10 лет до их выхода на массовый рынок! Они отказались. Бил Гейтс в свое время говорил: «Да интернет никого не заинтересует!» А компания IBM была уверена, что миру хватит пяти компьютеров. В мире есть идеи, которые мы на данный момент не представляем и говорим, что это нереально. Боимся рискнуть. А мы не боимся и пробуем. Может быть, у нас получится. Кстати, сегодня с реализацией проекта мне активно помогает младшая дочь Настя.

— Параллельно с основной работой, запуском компании вы еще и учитесь. Зачем вам это?

— На обычной работе ты отвечаешь за один участок, а в туристическом бизнесе нужно знать комплекс вопросов. Самые сложные — маркетинг, реклама, соцсети, организация продаж и продвижение. Есть в Санкт-Петербурге довольно интересное сообщество предпринимателей «Бизнес-квартира». Его организовали ребята, которые создали успешные компании и теперь помогают другим на старте. Сначала ты приходишь на бесплатную двухдневную программу, чтобы понять — надо тебе это или нет. Если да, то записываешься на уникальный двухмесячный курс. Профессионалы — не теоретики, а практики — рассказывают интереснейшие вещи. Многие вещи ты, может быть, постиг бы методом проб и ошибок за год-два, а тут — часа за два. Это маленький улей взаимопомощи.

Следите за развитием проекта, смотрите фото и видео в нашей группе в «Вконтакте».

— Каким бы вы хотели видеть ваш проект через год?

— Будем смотреть по спросу. В следующем году в Петербурге будет проходить чемпионат мира по футболу — планируем увеличить количество площадок. На примете еще есть 2—3. А вообще 10—15 площадок для нашего проекта и туристов достаточно.

— А какой Panoramicroof в самых смелых мечтах?

— Как пошутил наш маркетолог: наша цель, чтобы 50 процентов людей в Питере ходили по тротуарам, а 50 — по крышам. А если серьезно, давай вернемся через год к этому вопросу.