Под оком Ленина
Село Воскресеновка Серышевского района — крайняя точка на карте Амурской области. К ней ведет холмистая и извилистая дорога. Дальше пути нет, только по реке. Здесь и начинаются лесные угодья Воскресеновского заказника.
Эта особо охраняемая природная территория создана почти пятьдесят лет назад. Главной целью ее появления явилось сохранение и восстановление редких и исчезающих видов животных, в том числе и повышение популяции промысловых видов. Сегодня на территории заказника наблюдается самая высокая в Приамурье плотность уссурийского кабана. Кроме него, здесь высока численность косули и изюбря.
Бывшая резиденция Колесова отошла народу.
Всего же на площади 18 600 га обитает 10 видов промысловых животных. Отмечено присутствие скопы и орлана-белохвоста.
4,5
тысячи рублей стоит лицензия на отстрел поросенка
Охотиться на территории заказника категорически запрещено, но это вовсе не означает, что здесь нельзя находиться. Мирным туристам, с разрешения администрации, путь открыт. Как рассказал охотовед Николай Парунов, сейчас, когда заповедный, или, как его еще называют, экотуризм, семимильными шагами развивается в России, то и они не стали такую красоту от народа прятать. К этому лету здесь разработали пешую тропу на десять километров и трехдневный сплав по Томи с заброской в самые дальние уголки Воскресеновского заказника и даже в соседний, Ташинский. Ну а ленивых туристов и тех, кто желает провести выходные на лоне природы вдали от городской суеты, милости просят на базовый кордон «Кастерь» (свое название получил из‑за того, что находится на заливе реки Кастерь), хотя народ давно окрестил его «Костер».
Гипсовый Ильич и березовый рыбачок охраняют кордон «Кастерь».
Добираться до него почти 20 километров по Томи на моторной лодке, что само по себе уже приключение. Ну а здесь вас встретят приветственным лаем Стрелка и Лялька, одинокий рыбачок, выложенный из березовых дровишек, и даже гипсовый барельеф Ленина. Наследие СССР Николай Парунов приютил у себя в лесу в 90‑е, когда вождя мирового пролетариата выбрасывали со всех учреждений.
К коттеджу Колесова — на лодках-оморочах
Другое наследие уже современное. Досталось оно от Николая Колесова и весьма пригодилось в хозяйстве. Это двухэтажный коттедж, где летом легко может разместиться более десяти человек. Всего же на кордоне три обустроенных дома для туристов и одно зимовье для егерей. Есть несколько беседок, банкетный зал в стиле охотничьего домика, кухня, лесная банька, сейчас строится еще одна у самой реки. А это весьма немало для комфортного круглогодичного отдыха.
10
тысяч рублей — в такую сумму оценивается отстрел трофейного кабана
— Какая у нас здесь рыбалка, — не без гордости говорят егеря. — Залив Кастерь — зимовальная яма для сомов. Здесь собирается рыба со всей Томи. Особо популярна подледная рыбалка. Нынешней зимой щуку весом почти в десять килограммов поймали. Но это — редкость. В основном ловятся щучки по три-четыре килограмма. Весной и летом идет сом, косатка, чубак, карась. Осенью — ленок и таймень на блесну. Ягод тоже много: земляника, малина. Даже клюква на болотах есть.
Для активного населения — десятикилометровый поход по живописным местам с удивительной историей, опутанной легендами, и трехдневный сплав по Томи. Самостоятельно туристы передвигаться по воде и по суше не будут, только в сопровождении егерей. Так безопаснее и надежнее.
Николай Парунов показывает, какие туристические возможности есть у заказника.
— Мы забираем людей из Воскресеновки, сажаем на наши моторные лодки и везем до соседнего Ташинского заказника, — рассказывает Николай Парунов. — У нас есть и большие лодки-оморочи, где за раз может уместиться пятнадцать человек. Там туристы разбивают палатки, ночуют. Утром на своих уже лодках спускаются вниз по Томи. Ночуют в заливе Горемыка. Раньше в эти места плоты ходили. Когда вода падала, приходилось их на себе тягать. Вот люди и горе мыкали. Третья ночевка здесь на кордоне «Кастерь». Утром путь на Воскресеновку.
Кладбище староверов и неоновое свечение
От кордона «Кастерь» до Воскресеновки можно добраться не только по воде, но и по суше. Здесь как раз и проложена экотропа протяженностью 9,5 километра. По пути первопроходцы увидят ключи и родники, зайдут на живописную Белую гору (названная так из‑за почти белого песка). Услышат массу историй, ведь раньше на этой земле, почти на самой окраине страны, в лесах и чащах жили староверы.
7
тысяч рублей — цена свиньи от полутора лет и более
— По дороге мы посетим заброшенный хутор Малиновский и деревню староверов, — делится Николай Григорьевич. — Называлась она Копай, люди в землянках жили. Причем умерли они все в один день. Это было после революции. Не знаю от чего: оспа или холера?! История умалчивает. Давно еще я проезжал ночью мимо их кладбища. А тогда ведь не было неоновых фонарей. Вижу, кто‑то по кладбищу ходит и весь светится. Такие вот у нас тут чудеса творятся.
Еще одно интересное местечко уже на подходе к Воскресеновке — Бабкин пуп или Бабкин крест. По словам сопровождавшего нас егеря Сергея Козлова, здесь уже в советское время жила бабка-отшельница. Видимо, единственная уцелевшая из погибшей деревни. Женщина оказалась долгожительницей, и умирая, попросила похоронить ее не на общем кладбище, а отдельно. Сказка это или быль, уже никто не знает. В любом случае почти сто лет в этих местах уже никто не живет.
Экоотдых на группу от четырех до восьми человек обойдется в 8300 рублей за сутки, не считая питания.
Охота пуще неволи
Также в разрешенные сроки в охранной зоне (на территории самого заказника любая промысловая деятельность запрещена) проводится спортивная охота. Для этого специально оборудовано вышками 8 площадок, где можно произвести отстрел кабана. «Лицензии выписываем и закрываем прямо на месте, все проходит под нашим контролем, — добавляют егеря. Мы даже шкуру обдерем, разделаем кабана, если надо».
Командировка в Воскресеновский заказник состоялась при поддержке амурского филиала WWF и Дирекции по охране животного мира и ООПТ Амурской области.
Добавить комментарий
Комментарии